Общественный транспорт оснастят алкозамками
Все автобусы и маршрутки Подмосковья могут оснастить алкозамками — специальными устройствами, которые не позволяют нетрезвому водителю завести двигатель. Как рассказал «Известиям» замминистра транспорта Московской области Юрий Фельде, с такой рекомендацией в ближайшее время власти обратятся к региональным перевозчикам. Сами владельцы автопарков согласны оснастить системами блокировки зажигания только школьные и заказные автобусы.
По словам Фельде, вопрос законодательного закрепления использования алкозамков на общественном транспорте будет поднят после его общественного обсуждения. При этом в будущем рекомендации по установке систем блокировки на автобусах и маршрутках могут быть даны и производителям автобусов.
— Я бы оснастил все транспортные средства, которые выпускаются в России, — пояснил он.
В Подмосковье пилотным городом стал Клин, где в 2012 году алкозамки уже установили на школьные автобусы. ГИБДД области заявляет, что «тяжесть последствий при ДТП с общественным транспортом особенно высока». С начала 2013 года в Подмосковье произошло уже 18 ДТП с участием автобусов и маршруток, в которых погибли три человека и еще 29 пострадали. В областном минтрансе ссылаются на данные аналитиков, которые утверждают, что установка алкозамков позволит снизить общее количество ДТП, в том числе с летальным исходом, примерно на 25%.
Замглавы ГИБДД России Владимир Кузин, в свою очередь, заявил, что на случаи вождения автобусов и маршруток в нетрезвом состоянии «нужно реагировать очень остро».
Советник заммэра Москвы по вопросам транспорта Дмитрий Беликов отметил, что «поддерживает те меры, которые направлены на повышение безопасности на дорогах», однако затруднился сказать, появятся ли алкозамки на московских автобусах. На федеральном уровне идея пока не прорабатывается, отметили в пресс-службе Минтранса РФ.
Подмосковные перевозчики на идеи властей реагируют с осторожностью. Директор Дзержинского автотранспортного предприятия «Рейс» Михаил Макаров заявил, что поставит алкотестеры на свои машины только в том случае, если затраты профинансируют из бюджета: рыночная стоимость одного алкозамка составляет около 70 тыс. рублей.
— Мы и так несем достаточные расходы, в том числе на обязательное медицинское обследование водителей до выхода на рейс и после, — пояснил он.
Замгендиректора ООО «Кубинский автобусный парк» Алена Носикова согласна снабдить алкозамками только шесть своих школьных автобусов, а также заказные машины.
— Обычный рейсовый транспорт оснащать такими устройствами нет смысла, ведь водитель возвращается на базу трижды в день, в том числе на обед, и таким образом находится под постоянным присмотром, — пояснила она. — А вот школьные автобусы порой ждут пассажиров у школы по 40 минут, и проконтролировать, в каком состоянии водитель наконец заводит мотор, уже сложнее. Похожая ситуация с заказными машинами — за пассажирами они могут уезжать в другой город, где проследить за шофером почти невозможно.
Носикова отметила, однако, что технически установить алкозамки можно не на все автобусы.
— В частности, его не поставить на некоторые машины Курганского автобусного завода, — пояснила она.
Между тем пассажиры планы областных властей поддерживают.
— Контингент водителей разный, а предрейсовый медосмотр часто проводится чисто формально, медики в штате лишь числятся, особенно это касается маршруток, — заявил председатель Союза пассажиров Кирилл Янков.
В то же время председатель Московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров полагает, что устанавливать алкозамки бессмысленно.
— Это устройство слишком легко обмануть — нетрезвому водителю достаточно дать подышать в него кому-то другому, а сесть за руль самому, — пояснил он.