Лишиться ног и стать счастливой
На российских экранах — «Ржавчина
и кость» Жака Одиара: фильм, который еще до его появления на свет, критика
готова была зачислить в главные события года. Картина была отобрана в основной
конкурс Каннского фестиваля, и, по всеобщим ожиданиям, режиссер ехал на
Лазурный Берег (где, кстати, и разворачивается действие его фильма) за
«Золотой пальмовой ветвью».
Но ожидания — одно, реальность
— другое. «Ржавчина и кость» стала скорее разочарованием фестиваля. Начать с
того, что автор жестокого и бескомпромиссного «Пророка» снял слезливую
мелодраму и явно почувствовал себя на чужой территории — настолько, что
повороты сюжета фильма порой заставляют вспомнить индийское кино.
Сам Одиар утверждал, что захотел
это сделать для «смены декораций» — в прямом и переносном смысле: действие
«Пророка» происходило в тюремных стенах, без солнечного света и без женщин. Героиня
«Ржавчины и кости» живет неподалеку от Канн и работает в дельфинарии в Антибе дрессировщицей касаток. На эту роль режиссер пригласил Марион Котийяр, самую
востребованную по обе стороны Атлантики французскую актрису.
Котийяр, которой предстояло
сыграть Стефани, спортсменку и красавицу, в результате трагического инцидента лишившуюся ног, согласилась сразу. Именно ее участие не позволяет
списать фильм — при всех его недостатках — в разряд неудач. Впрочем, сцены с
дельфинами сняты грандиозно. Сцены боев без правил, в которых участвует герой,
— тоже.
Фильм снят по мотивам одноименного сборника рассказов канадца Крэйга Дэвидсона. Но персонажа
по имени Стефани, который достался Котийяр, как и другого главного героя фильма, парня без определенного рода занятий, в прошлом боксера Али, в книге не
было. Режиссер «дописал» их, чтобы заставить обоих пережить неисчислимое количество бедствий и в результате прийти к приятию жизни в разных ее
проявлениях. Стефани из «высокомерной принцессы» превращается в умеющую любить
и сострадать женщину. Али перестает страшиться эмоциональных привязанностей и пересматривает
свое убеждение, что любви не существует, а есть только секс.
По словам Котийяр, ее партнер,
бельгиец Матиас Шонарт, — актер уровня Ди Каприо. Саму Марион журналисты с
тех пор мучают вопросами, как она сумела так убедительно, на физическом уровне,
перевоплотиться в лишившуюся ног молодую женщину. Актриса, как правило, отвечает
в том роде, что просто «влезла в кожу» своего персонажа.
Роль Стефани уже принесла ей
несколько наград у себя на родине и престижных номинаций за рубежом. Но когда
сама Котийяр говорит, что не в призах счастье, ей почему-то веришь.