Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Мир
Песков назвал поставки ATACMS Киеву подтверждением вовлеченности США в конфликт
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Общество
В Госдуме предупредили о новой схеме мошенников к 9 Мая для обмана пенсионеров
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Экономика
В ГД внесен законопроект о продлении помощи многодетным в погашении ипотеки
Экономика
ТПП предложила выделить 9 млрд рублей на развитие газомоторного топлива в РФ
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Мир
Литва на год продлила ограничения на въезд для граждан РФ и Белоруссии
Общество
Путин поручил обеспечить проектирование скоростной автодороги от М-4 «Дон» до Сочи
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Посольству РФ отказали в участии в церемонии по случаю освобождения Маутхаузена
Мир
В Великобритании число магазинных краж выросло до рекордного уровня

Бизнес-кхмеры

Журналист Александр Бирман — о последствиях камбоджийской эпопеи Сергея Полонского
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Инцидент, приключившийся во время новогодних каникул с бизнесменом Сергеем Полонским, слишком богат пикантными подробностями, чтобы не вызвать ответный фейерверк коннотаций и инсинуаций. Кто-то увидит руку судьбы в том, что строительного магната, некогда отправившего по весьма непривлекательному адресу тех, «у кого нет $1 млрд», упекли за решетку потомки строителей беспримесного коммунизма в одной отдельно взятой стране. Кто-то, вспомнив шестилетней давности куршевельское приключение Михаила Прохорова, предречет и этому богатому арестанту большое политическое будущее. Наверняка найдутся и желающие провести параллели между камбоджийскими и московскими полицейскими, так по-разному решающими проблему выбора между порядком и ложно понятым гостеприимством, а точнее — тугим кошельком приезжего дебошира. Хотя намекающим на «свадебную пальбу» вряд ли будет приятно осознавать, что представитель титульной для РФ национальности вел себя за пределами страны не намного лучше загорелых гостей российской столицы.

Однако за всеми этими рассуждениями стоит единственный вопрос — о роли «больших денег» в нашем мире. Может ли обладающий ими «бык» автоматически стать «Юпитером», которому, как известно, позволено всё? Вопрос не праздный и совсем не очевидный. Поскольку, с одной стороны, мы имеем арест Сергея Полонского в Камбодже, а с другой — нарочитое неиспользование экономических инструментов при подготовке ответа на «акт Магнитского», который, к слову, сам является пусть и отдаленным, но всё же эхом схватки за российские сырьевые активы.

Вряд ли всё объясняется клише про двойные стандарты. Как и в случае с поразившим иных наблюдателей поведением либеральной общественности, резко негативно отреагировавшей на получение российского гражданства Жераром Депардье, но весьма спокойно отнесшейся к тому, что властитель ее дум Владимир Познер оказался в свите «кремлевского казначея» Романа Абрамовича. Стандарт-то здесь как раз один. И Познер, и Абрамович — по сути, шоумены. После знаменитого лондонского процесса трудно найти человека, который по-прежнему верил бы в миф о «великом и ужасном Роме». А в отношении того же Полонского соответствующих иллюзий никогда и не возникало.

Деньги-то как делались, так и продолжают делаться в тишине. Потому, кстати, «молчун» Абрамович так выигрышно смотрелся на фоне не в меру говорливого Березовского, а до поры до времени непубличный Прохоров привлекал большее внимание, нежели частенько встречающийся с журналистами Потанин. Это позднее выяснилось, что принцип «молчи — за умного сойдешь» справедлив и для олигархических тандемов. Но деловой и светской хронике нужны общие герои. Ведь самые длинные яхты, отели с золотыми унитазами, звезды Голливуда на новогодних корпоративах не просто делают тиражи таблоидам и добавляют пикантности, а следовательно, читабельности расследованиям бизнес-изданий. Показывая, что «красивая жизнь» действительно существует и ее можно купить, они выступают в качестве своеобразного допинга — альтернативы коммунистического «светлого будущего», побуждая тех, кто «внизу», и дальше вкалывать, не рефлексируя по поводу бесцельности этого процесса. А побочный эффект в виде социальной зависти, неизбежно перерастающей в социальную ненависть, минимизируется уже криминальной хроникой, периодически снабжающей аудиторию сюжетами на тему «богатые тоже плачут». И, конечно же, глупо искать злоумышленников, которые заставляют миллиардеров устраивать рискованные гонки на спорткарах, без ведома хозяина проводящих представительниц эскорт-услуг на борт бизнес-джетов или подсовывающих галлюциногенные грибы во время предновогоднего путешествия по водам Сиамского залива.

Это шоу продолжается и без посторонней помощи. Поскольку сами его персонажи слишком нуждаются в подтверждении своего всемогущества. Иначе как еще доказать себе и другим, что твой Олимп — настоящий, а ты — не симулякр, призванный всего лишь поддерживать функционирование «Матрицы» и не имеющий ровным счетом никакой возможности конвертировать свои виртуальные капиталы в сколько-нибудь реальную власть?

Впрочем, если у вас паранойя, это не значит, что за вами не следят, а «матричность» происходящего вовсе не отрицает наличие обладателей действительно больших денег, заинтересованных в том, чтобы это шоу не только началось, но и продолжалось.

Вот и в истории с Полонским обращает на себя внимание, что случилась она незадолго до рассмотрения Вестминстерским магистратским судом Лондона дела об экстрадиции другого набедокурившего российского бизнесмена — Владимира Антонова, которого власти Литвы обвиняют в крахе крупнейшего местного банка Snoras. А этот финансовый институт во второй половине 2010-го по льготной ставке 7,09% годовых выдал $75 млн находящейся на грани банкротства компании Полонского Mirax. Не случайно, когда щедрый литовский кредитор чуть было не пошел по стопам своего российского заемщика, в прессе появились предположения о том, что Антонов и Полонский занимались не чем иным, как выводом активов. Разумеется, это всего лишь журналистские домыслы. Но официальный Вильнюс, как мы уже отмечали выше, имеющий большой зуб на Антонова, явно не прочь их проверить. Да и лондонским судьям, принимающим решение об экстрадиции банкира, так же неплохо было бы разобраться в мотивах той странной сделки между Snoras и Mirax. Но «единственный и неповторимый свидетель», способный пролить свет на эту загадочную историю, в тюрьме. Причем в камбоджийской. А отношения между тамошней и британской коронами оставляют желать лучшего, после того как в апреле 2011 года король Камбоджи Нородом Сиамони отказался посетить церемонию бракосочетания принца Уильяма и Кейт Мидлтон.

Забавно, кстати, что как раз в тот день, когда Вестминстерский магистратский суд рассматривал дело Антонова, Полонский в знак протеста против содержания под стражей устроил ритуальное сжигание вещей, в результате чего попал в карцер. Странный поступок для человека, добивающегося скорейшего освобождения. Но зато решение по экстрадиции Антонова опять не принято, а следующее его рандеву с британской Фемидой состоится только в июле. Поэтому даже если днями Полонский все-таки выйдет на свободу, даст показания в Лондоне и на их основании его бывшего кредитора все-таки экстрадируют в Литву, судебный процесс по делу о крахе крупнейших прибалтийских банков состоится не раньше августа-сентября. А за это время утечет много воды. И, главное, ничто не сможет отвлечь московских покровителей Полонского и Антонова (а сложно ведь предположить, что такие одаренные предприниматели работали в безвоздушном пространстве) от дележа разного рода привлекательных и денежных постов. Вроде, скажем, освобождаемого как раз в начале лета кресла председателя ЦБ.

Автор — редактор отдела «Мнения»

Комментарии
Прямой эфир