Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Маленьких приучают к Большому

Главный театр страны поставил «Дитя и волшебство» — сказку про красоту, которая победит жестокость
0
Маленьких приучают к Большому
Фото: Дамир Юсупов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

— Понравилась опера? — Да-а. — Пи́сать хочешь? — Да-а.

Такие диалоги звучали на выходных в фойе Большого театра. В России седьмой год подряд растет рождаемость, а вместе с ней и нужда в детских спектаклях. Дабы залатать эту брешь в своем репертуаре, Большой выпустил на Новой сцене две премьеры за один месяц: в балете «Мойдодыр» вещи учат ребенка чистоте телесной, а в опере «Дитя и волшебство» — нравственной.

Ироничный и острый на язык британский постановщик Энтони Макдональд объявил, что никаких подтекстов и никакой морали в его «Дитяти» нет, что по правилам английской риторики означает: ищите сами.

Искать не так трудно, когда видишь рядом с современным боксерским постером советский телевизор полувековой давности. Да и старорежимный деревянный дом, выведенный на занавесе (Макдональд рассказал «Известиям», что он срисован с реального здания где-то в Сибири), явно пережил с десяток поколений. Режиссер переносит действие из Нормандии в Россию, но отнюдь не «рублевскую» — в отсталое царство «русского бедного».

В комнату к неряшливому лоботрясу (Алина Яровая) заходит мама — крашеное чудище в бигудях с безвкусной бижутерией на груди. Макдональд не скрывает, в ком истинная причина жестокого обращения Дитяти с животными и реквизитом. Все дальнейшее действие — превращение ребенка в лилипута (Макдональд придумал вырастить комнату до гигантских размеров, оправдав человеческие габариты чашек, белок и стрекоз) и разнообразные испытания — происходит в то самое время, пока волосы мамаши обретают искомый объем.

Маленьких приучают к Большому

Равель очень любил оркестровую роскошь: его партитуры заставляют выходить на работу сотню оркестрантов, порой ради того, чтобы сыграть всего несколько нот за вечер. Эта чисто французская тактика спроектирована и на каст «Дитяти и волшебства». Маленькая опера требует смешанного и детского хоров, множества солистов и целой балетной труппы — гигантские и нерациональные расходы ради 50 минут удовольствия. Макдональд продолжает равелевский тренд: он выводит на сцену целый ноев ковчег богато костюмированных зверушек — от младенчески невинных в стиле Hello, Kitty до раскованной бродвейской Пусси и Чайника с носиком в паху, вызвавшего волну смущенного детского смеха.

Во второй картине очаровательные существа устраивают в саду беспрерывное дефиле. Все меняется стремительно, не давая детским взорам шанса заскучать, — настолько стремительно, что загнанный монтировщик сцены выбежал менять декорации, не дождавшись занавеса.

«Непозволительная роскошь» подтвердила правило Большого последних лет: здесь бывают певцы весьма разного уровня, качество оркестровой игры непредсказуемо, но сцена — сцена всегда выглядит дорого.

Звук в информационном потоке «Дитяти и волшебства», конечно, отступает на второй план, что в случае с оперой Равеля и неизбежно: ее музыка негромка, изменчива и уязвима. После спектакля всегда хочется прийти домой и переслушать диск. И потому Большой театр вполне мог бы закрепить успех и поработать на свою будущую аудиторию: например, выпустить серию музыкальных игрушек (благо что персонажи Макдональда куда симпатичнее, чем, например, фастфудовская детская коллекция его американского однофамильца) или спрограммировать дискавери-приложение для айпадов с музыкой Равеля. Детское стремление продолжить игру после возвращения из театра нужно использовать.

Маленьких приучают к Большому

Населив сцену Большого мириадами изысканно-прекрасных существ, Макдональд — хотел он того или нет — изменил финальное моралите оперы. Его Дитя поворачивается лицом к добру не столько из-за испытаний, выпавших на его долю, сколько из-за обрушившейся на него красоты. После мамы в бигудях и унылого боксера он впервые видит жизнь в разнообразии и непознаваемом совершенстве. Красота спасет — если и не мир пока, то отдельно взятого сибирского мальчишку.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...