Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Глава МИД Венгрии назвал ошибкой ЕС считать сотрудничество с Китаем угрозой
Общество
В Росфинмониторинге сообщили о связи теракта в «Крокусе» с международной сетью
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Политика
Путин назвал целью терактов подрыв стабильности суверенных государств
Армия
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
Мир
МИД Ямайки объявил о признании Палестины независимым государством
Мир
В ЛНР указали на участившиеся случаи применения ВСУ химснарядов в Донбассе
Мир
Миллион аргентинцев вышли на протесты из-за реформы образования Милея
Экономика
Минпромторг сообщил о продаже российского бизнеса Hugo Boss компании «Стокманн»
Авто
«Автодор» повысил тарифы на проезд по платным дорогам
Экономика
Минфин объявил о запуске ипотеки под 2% в новых регионах РФ
Мир
Экс-сотрудник разведки допустил, что выделенная США помощь может не дойти до Киева
Политика
Политолог указал на попытки руководства Молдавии «задушить» демократию в стране
Мир
Прокуратура Молдавии передала в суд уголовное дело в отношении Гуцул
Недвижимость
Цена квадратного метра в новостройках премиум-класса в Москве выросла на 28%
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

«Умная власть понимает, что жесткая пресса ей на пользу»

Главред «Новых Известий» и экс-глава управления по информационной политике Подмосковья Валерий Яков — о взаимоотношениях областных СМИ и властей
0
«Умная власть понимает, что жесткая пресса ей на пользу»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Экс-глава управления по информационной политике Московской области Валерий Яков в  интервью «Известиям» рассказал, почему он рад вернуться к оперативному управлению «Новыми Известиями» и как в дальнейшем СМИ Подмосковья будут взаимодействовать с властями.

— Ваша отставка связана как-то с тем, что в Химках приостановили выпуск газеты «Химкинские новости», и письмом главреда этого издания на ваше имя?

— Нет, эти два события никак не связаны. Вопрос о моем возможном перемещении обсуждался еще до ситуации с  «Химкинскими новостями» и продолжался практически до вчерашнего дня. Вчера я написал заявление об уходе. Честно говоря, рад, что займусь любимым делом — вернусь в журналистику, снова буду главным редактором, хотя в определенном смысле не переставал им быть всё это время. Правда, времени катастрофически не хватало и появляться в редакции я мог только по воскресеньям.

— Пока вы не занимались оперативным управлением в «Новых Известиях», какие перемены произошли в газете и редакции?

— Некоторые люди в редакции получили больше свободы, смогли проявить себя. Теперь я буду думать, как не связывать им руки, поддержать их порыв и не ограничивать возможности. В правительстве области я получил полезный, по-журналистски неоценимый опыт.

Я вынес главный урок из чиновничьего кабинета — пресса должна быть еще более жесткой по отношению к власти. Потому что умная власть понимает, что жесткая и честная пресса ей на пользу, а глупая заслуживает того, чтобы с ней журналисты были более жесткими. Пока я находился в должности руководителя управления информационной политики Подмосковья, я делал всё, чтобы СМИ Подмосковья были как можно более свободными, открытыми и честными. Приезжая в редакции районных газет, я призывал редакторов быть смелее, хотя понимал, как им непросто работать под давлением местных глав. И временами замечал, что некоторые главные редактора приходят в тихий ужас от моего призыва быть свободными. Она, эта свобода им не нужна, потому что значительно комфортнее жить на содержании властей — как областных, так и местных. Всех хвалить и не знать проблем.

— Ваши призывы хоть на кого-то из редакторов подействовали?

— Большинство распрямили плечи, вернулись в профессию и стали писать о проблемах, которые волнуют людей. И тогда уже главы один за другим стали звонить мне. Приезжать и просить снять главных редакторов их местных газет, потому что те отбились от рук. За шесть месяцев работы у меня с этой просьбой и предложением своих кандидатур  побывало одиннадцать глав, но ни одного главреда я в обиду не дал. 

Я придумал рейтинг открытости глав региона, который мы с журналистами области успели один раз опубликовать. Этот рейтинг вызвал большое неудовольствие целого ряда глав муниципальных образований. Губернатор Шойгу требовал от них открытости и прозрачности, сейчас Воробьев требует открытости и прозрачности. И главам очень не хочется фигурировать в нижних рядах списка, который по специальным опросам формировали областные и федеральные журналисты.

После этих публикаций некоторые «авторитетные главы» стали выходить на руководство области, требуя меня приструнить. Звонили Руслану Цаликову, который был первым вице-губернатором, выходили на других руководителей. С каждым днем желающих приструнить главных редакторов и остановить меня было все больше.

Андрей Воробьев сразу после назначения очень точно уловил ситуацию и сразу откликнулся на мою просьбу встречаться во время поездок по области с главными редакторами местных газет, заезжать по возможности в редакции. Теперь он уже и сам во всех своих поездках по области обязательно общается с журналистами, главными редакторами, заезжает в редакции посмотреть, в каких условиях работают наши коллеги, попить с ними чайку… И это исключительно правильно. Потому что в районах области СМИ находятся под колоссальным давлением и поддержка губернатора для них жизненно важна. История с «Химкинскими новостями» это очень наглядно показывает.

— Как в итоге разрешилась эта история?

— Я разговаривал с мэром Химок Олегом Шаховым. Мне показалось, что он стал невольной жертвой своих подчиненных, которые решили, что можно вмешаться в процесс выпуска издания. Шахов сказал мне, что не был в курсе приостановки выпуска «Химкинских новостей» и что тоже неприятно удивлен этой историей, тем более что в этом номере публиковались выдержки из интервью Воробьева.

Он пообещал провести беседу со своими заместителями, запретив им вмешиваться в редакционную политику. А я, в свою очередь, напомнил главному редактору газеты, что есть закон о печати, который должен защищать от любых давлений. И призвал показывать этот закон любым чиновникам, которые приходят порулить.

Мэр Химок, разобравшись в ситуации, пообещал, что главный редактор сможет спокойно продолжить свою работу.

— В должности начальника главного управления информационной политики вы курировали и телеканал «Подмосковье», на котором сменился топ-менеджмент. Чем были вызваны перемены?

— На телеканал пришел новый гендиректор Андрей Прошутинский, который планировал привести своих людей. Но губернатор области Андрей Воробьев приостановил этот процесс и на телеканале осталась старая команда. Воробьев сказал, что журналистов телеканала в обиду не даст. И свое слово сдержал.

— А правда ли, что он предложил вам роль советника губернатора в ранге министра, а вы отказались?

Дело не в ранге, а в функциях, полномочиях и ресурсах. Если они есть — это одна история и масштаб возможностей. Если нет, то история другая. Я предпочитаю не щеки надувать, упиваясь собственной значимостью в теплом кресле, а показывать результат. Коли он есть, значит, всё было не напрасно. У меня такие результаты есть, и я ими горжусь. Достаточно, к примеру, взять июньский номер областной газеты «Ежедневные новости Подмосковья», и взять сегодняшний. Это не просто два разных мира, но две разных эпохи журналистики.

Подмосковные власти довольны тем, как развивается телеканал «Подмосковье»?

— Теперь это вопрос к властям, я же отныне снова журналист. Но и Шойгу ранее, и Воробьев не очень были довольны тем, в каком состоянии телеканал находится сегодня. Они оба хотели, чтобы канал стал современным, динамичным, с большой аудиторией. Теперь Воробьев будет курировать этот проект и вместе с ВГТРК будет его развивать.

— В какую сторону станет меняться телеканал «Подмосковье»?

— Он станет более информационным. Но теперь об этом лучше спрашивать руководство канала.

— Телеканал планировал бюджет на 2013 год еще при вас. Финансирование осталось на прежнем уровне?

— Да, мне удалось на бюджетной комиссии отстоять финансирование в 2013 году и районных газет и телеканала «Подмосковье» на уровне нынешнего года. Но сейчас, с учетом того, что канал будет развиваться, наверняка будут изыскиваться дополнительные финансы. Кроме того, я до последнего времени призывал наши областные финансовые органы проиндексировать заплаты журналистов подведомственных СМИ, которые не пересматривались уже пять лет. Полагаю, что средства в конце концов всё же найдут, потому что Андрей Воробьев придает прессе особое значение.

Комментарии
Прямой эфир