Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
В Москве по итогам 2024-го число сделок на рынке строящегося жилья упало на 25%
Мир
В секторе Газа извлекли из-под завалов 212 тел с начала боевых действий
Мир
Пентагон дополнительно перебросит на границу с Мексикой 1,5 тыс. военнослужащих
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту нападения на корреспондента «78» в Петербурге
Мир
Команда Трампа может приостановить финансирование исследований вирусов
Общество
Из дома экс-замглавы МО Иванова следователи изъяли более 30 единиц оружия
Мир
Трамп обвинил политику Байдена в переполненности США мигрантами
Экономика
В России спрос на долгосрочную аренду квартир вырос на 9%
Мир
В округе Лос-Анджелес начался новый крупный лесной пожар
Культура
Джуди Денч перестала самостоятельно выходить из дома из-за ухудшения зрения
Мир
ВС Тайваня зафиксировали приближение 35 самолетов и шести кораблей КНР
Мир
Трюдо посетит Польшу по случаю 80-летия освобождения Освенцима
Армия
Минобороны сообщило о четырех уничтоженных БПЛА над территорией России
Армия
Военные РФ FPV-дроном уничтожили станцию связи ВСУ на покровском направлении
Мир
FT не исключила отправку солдат ЕС на Украину из-за нехватки средств на помощь
Авто
Гибридный седан Voyah Passion начнут продавать в России
Армия
Мотострелки в приграничье Курской области показали трофейную технику ВСУ

Муниципалитеты без гроша

Политик Владимир Милов — о том, что мешает повышать качество жизни на периферии
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Уходящий год привычно завершается баталиями по поводу принятия региональных и местных бюджетов. И если федеральные финансы выглядят относительно благообразно — плановый дефицит федерального бюджета составит в 2013 году всего 0,8% ВВП, уровень госдолга по-прежнему низок, — то чем глубже копнешь в регионы, тем картина все печальнее.

В результате фискальной реформы 2004–2005 годов соотношение налоговых поступлений между центром и регионами резко качнулось в сторону Москвы, большинство субъектов федерации стали искусственно дефицитными по доходам. Сейчас остался всего десяток регионов-доноров, недавно выяснилось, что ряды дотационных губерний на 2013 год пополнил, например, такой развитый и богатый регион, как Самарская область. Подавляющее большинство регионов имеют бюджетные дефициты и значительные долги. Ситуация эта ненормальна, и ее нужно исправлять.

Но намного хуже обстоят дела с финансовым положением муниципалитетов. В свое время регионы во многом смирились с невыгодной для них фискальной реформой, потому что их поманили «морковкой» — возможностью отобрать налоговые поступления у муниципалитетов. Сегодня регионы сами определяют нормативы отчислений в местные бюджеты от поступлений по налогу на прибыль и доходы физических лиц. Во многих регионах эти отчисления мизерны, а в последние годы региональные парламенты еще и дополнительно снижали их, пытаясь залатать дыры в региональных финансах.

В результате муниципалитеты крупнейших городов страны влачат жалкое существование. Бюджеты большинства крупных российских городов на 25–35% зависят от дотаций субъектов федерации. Скажем, в Екатеринбурге или Новосибирске примерно треть бюджетных расходов (около 30 млрд рублей) покрывается областными дотациями, а, например, в Самаре ситуация еще хуже: область покрывает более 40% расходов городского бюджета (примерно 14 млрд рублей). Обеспеченность жителей этих городов муниципальными бюджетными расходами составляет $300–700, против $3–5 тыс. в Лондоне, Париже или Москве и около $8 тыс. — в Нью-Йорке. Это только крупнейшие российские города: с бюджетами муниципальных образований поменьше ситуация еще хуже.

Это означает, что российские муниципалитеты сегодня полностью лишены возможности выполнять важнейшие функции социального характера. От двух третей до трех четвертей расходов составляют так называемые защищенные статьи — не подлежащие секвестру расходы на выплату зарплат, пенсий, стипендий, отопление, освещение и т.д. О каком-либо финансировании развития муниципалитетов в таких условиях говорить не приходится, не говоря уже о достаточном финансировании таких насущных задач, как развитие муниципального транспорта, строительство новых детских садов, расселение ветхого жилья — на всё это попросту не остается денег.

В последнее время региональные власти не только нередко сокращают нормативы отчислений в местные бюджеты по налогам — бывают и случаи отказа перечислять муниципалитетам причитающиеся средства по обязательным статьям расходов. Например, в Ярославле при обсуждении городского бюджета на следующий год сейчас разгорается конфликт вокруг выполнения президентского указа от 7 мая 2012 года № 597 о доведении зарплат школьных учителей и воспитателей детсадов до уровня средней зарплаты по региону: область отказывается выделять городу эти средства, хотя они прямо гарантированы президентским указом.

Доходит и до курьезов: например, бюджет Иркутска, входящего в десятку крупнейших городов страны, на четверть (3 млрд рублей) зависит от дотаций из областного бюджета, в то время как на территории города располагается штаб-квартира нефтяной компании «Верхнечонскнефтегаз», добывающей нефть на Верхнечонском месторождении в Иркутской области. Эта компания обещает уже в уходящем году добыть более 7 млн т нефти, ее выручка в прошлом году превысила 45 млрд рублей, а прибыль — 5 млрд. Но город от ее деятельности получает крохи.

Низкая бюджетная обеспеченность муниципалитетов — это не какой-то там вопрос внутренних разборок между чиновниками разных уровней. Это вопрос улучшения комфортности нашей повседневной жизни — состояния транспортных коммуникаций, ЖКХ, соцсферы. Российские города и районы сегодня обеспечены финансами на уровне отсталых государств, что прямо препятствует той же модернизации — вместо нее мы по-прежнему видим дырявые дороги, еле сводящих концы с концами педагогов и врачей, покосившиеся деревянные дома в исторических центрах областных столиц, ржавую коммуналку и пр.

Что делать? Нужно как можно скорее пересматривать отношение к формированию доходных источников муниципалитетов, введя на федеральном уровне обязательные нормативы перечисления в их бюджеты не менее половины собираемых на территории муниципальных образований налогов на прибыль и доходы физических лиц. Потери региональных бюджетов, в свою очередь, компенсировать перераспределением налоговой нагрузки от центра к регионам (да-да-да, «хватит кормить Москву»), а также сокращением расходов: число чиновников всех уровней в стране с 2000 года увеличилось с 1,1 млн до 1,6 млн человек, одна из крупнейших статей расходов бюджета — субсидирование предприятий («Национальная экономика»), преимущественно разного рода госкорпораций, ГУПов, государственных мегапрожектов и так далее. Экономическую активность должны финансировать частные инвесторы, а бюджетные поступления необходимо передать от центра вниз, регионам и муниципалитетам.

Мы должны понимать, что пока этого не будет сделано, повседневные условия жизни вокруг нас не улучшатся — у наших городов и районов попросту не будет на это денег.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир