Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Столичное метро будут обслуживать иностранцы

Московские власти могут заключить с зарубежными производителями вагонов контракт на 500 млрд рублей
0
Столичное метро будут обслуживать иностранцы
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Новый подвижной состав московского метрополитена получит сервис как у «Сапсанов». Об этом заявил заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов. По его словам, конкурс на поставку около 2 тыс. вагонов для подземки в 2014–2016 годах будет объявлен в I квартале 2013 года, победитель определится к 1 июня. При этом московские власти намерены приобрести не только сам подвижной состав, но и подписать контракты на его обслуживание с производителями на срок до 35 лет.

— Мы рассматриваем разные варианты закупки — в частности, контракт жизненного цикла и договор сервисного обслуживания, — пояснил Ликсутов. — В первом случае мы покупаем не отдельно подвижной состав и сервис, а поезд и сервис вместе, и платим за исправную работу подвижного состава, к примеру, за сутки. В случае с сервисным обслуживанием мы покупаем поезда отдельно, но сервис также отдаем производителю. Он приходит в наши депо, ему передаются сотрудники.

По словам Ликсутова, в новых поездах предполагается крайне сложная электроника — как в «Сапсанах», для ее обслуживания необходимы высококлассные специалисты, самому метрополитену будет сложно с этим справиться. Заммэра отметил, что сервисная модель работает во всем мире, в том числе в Лондоне, уже 30–40 лет. В Москву, скорее всего, тоже придет иностранный производитель, который локализует производство на территории нашей страны. 

Ликсутов добавил, что всего до 2020 года Москва планирует закупить 3,5 тыс. новых вагонов и потратить на это порядка 500 млрд рублей. Московский метрополитен в общей сложности может выбрать до трех производителей подвижного состава, при этом на одной линии будет работать одна компания. Новые вагоны будут использоваться, в первую очередь, для новых линий, которые будут вводиться в эксплуатацию в ближайшие годы. 

Как сообщали «Известия», новый подвижной состав в подземке будет существенно отличаться от нынешнего. В технических требованиях предусмотрены: сквозной проход через весь состав, поднимающиеся сиденья, система климат-контроля, специальные места для инвалидов в головных вагонах. Среди потенциальных участников конкурса — 15 компаний, в том числе заводы «Метровагонмаш» (входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг»), французский Alstom, «Уралвагонзавод» в сотрудничестве с канадской Bombardier, питерские ЗАО «ВАГОНМАШ» и ОАО «Октябрьский ЭВРЗ», немецкий Siemens, испанская CAF, чешская Skoda, корейский Hyundai, японский Hitachi и другие.

Руководитель департамента внешних связей «Трансмашхолдинга» Артем Леднев рассказал «Известиям», что компания намерена выйти на тендер без своего французского партнера Alstom, однако при необходимости готова изменить планы.

— Что касается обслуживания, это мировая практика, и мы к этому готовы, — сказал Леднев.

ОАО «НПК Уралвагонзавод», который выйдет на конкурс совместно с Bombardier, также готов заключить с московскими властями контракт жизненного цикла.

— Обычно, если у метрополитена развита собственная ремонтная сеть, он предпочитает заниматься сервисом самостоятельно, — пояснил начальник департамента развития производства «Уралвагонзавода» Алексей Чуркин. — Однако, по всей видимости, московский метрополитен столкнулся с некоторыми сложностями еще при эксплуатации «Русичей» и решил, что здесь нужны специальные компетенции.

Эксперт межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков напомнил, что единственным поставщиком вагонов московской подземки в последние годы является мытищинский завод «Метровагонмаш».

— При этом метрополитен обслуживает поезда собственными силами, производитель лишь осуществляет гарантийный ремонт в течение трех лет, — пояснил Свириденков.

По словам эксперта, стоимость контракта на обслуживание в течение 30–40 лет может превысить затраты на поставку самих вагонов. «По крайней мере, в случае с «Сапсаном» — это были сопоставимые суммы», — напомнил Свириденков.

Он отметил, что если в депо столичного метрополитена придут иностранцы, подземке не придется сокращать своих сотрудников. «Новые вагоны предназначены для новых линий, а старые линии, в основном, укомплектованы. Так, «Русичи» на Арбатско-Покровской не будут меняться еще 30–40 лет», — подчеркнул эксперт.  

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир