Россиянам придется подключить домашние телефоны к электричеству
Правление «Ростелекома» уже в I квартале 2013 года может рассмотреть программу замены медных проводов на оптоволокно во всей сети компании, включая «последнюю милю», то есть участки от узлов связи до квартир. Об этом сообщил вице-президент «Ростелекома» по стратегии и операционной эффективности Михаил Магрилов. Это должно привести к расширению спектра услуг и снижению операционных расходов примерно в два раза. Однако такая замена приведет к тому, что фиксированные телефоны у примерно 90% российских абонентов не смогут работать без электричества, как сейчас, что противоречит действующей нормативно-правовой базе. Кроме того, такая модернизация, по оценке Магрилова, обойдется «Ростелекому» примерно в $10 млрд.
Полный перевод сетей «Ростелекома» на оптоволокно является одним из мероприятий, возможность реализации которых компания рассматривает в рамках общей стратегии повышения операционной эффективности. На сегодня в эту стратегию включены семь программ, две из которых утверждены правлением, и началась их реализация. Перевод сетей «Ростелекома» на использование оптоволокна — одна из программ, подлежащих утверждению. По словам Магрилова, он предложит эту программу на рассмотрение правления в I квартале 2013 года. Если правление ее одобрит, программа начнет осуществляться в 2014 году.
Переход на оптоволокно помимо расширения спектра услуг, которые сможет предоставлять «Ростелеком» на модернизированной сети, также должен, по оценке Магрилова, привести к снижению операционных затрат на обслуживание сетей. Это обусловлено тем, что оптоволокно послужит основой для тотального внедрения в масштабах всей страны технологии NGN (так называемая сеть следующего поколения). В ней на замену автоматическим телефонным станциям (АТС) придут программные коммутаторы (softswitch). Тем самым, например, в городе-миллионнике можно будет установить один softswitch вместо 20–40 АТС. Следствием этого станет экономия площадей, возможность уменьшения численности обслуживающего персонала, снижение затрат на электроэнергию. Кроме того, сами по себе оптоволоконные сети требуют меньше персонала для их обслуживания и ремонта.
Все эти факторы, как считает Магрилов, дадут возможность уменьшить операционные затраты по эксплуатации сетей почти вдвое. Как указывается в отчетности компании, эти затраты составляют треть от общих операционных расходов «Ростелекома», то есть $2,3 млрд, — $2,7 млрд в год. Таким образом, в случае реализации программы перехода на оптоволокно, экономия операционных затрат может быть равна $1,1 млрд — $1,35 млрд ежегодно.
Правда, за все приходится платить. По оценке Магрилова, полная замена медных проводов и кабелей на оптоволоконные обойдется «Ростелекому» в $10 млрд за десять лет. Если планируемый уровень экономии будет достигнут, то — при равномерном ежегодном переводе сетей на новую технологию — для окупаемости сделанных капитальных вложений потребуется не менее пяти лет.
Это не единственная сложность, возникающая при переходе на оптоволокно. Если переход будет полным, включая участки сети, доходящие до каждой квартиры или офиса, то работа стационарных телефонов станет зависеть от наличия электроснабжения: без электричества телефон, подключенный к оптической линии, работать не сможет. Сейчас же подключенные к медным проводам телефоны работают независимо от того, есть в доме или городе электроэнергия или нет ― главное, чтобы электроэнергия была на узлах связи, а они оборудованы средствами резервного электропитания.
Такое свойство теперешних сетей фиксированной телефонной связи закреплено в действующих нормативных документах. Так, в перечне лицензионных условий, утвержденном правительством РФ, для операторов фиксированной телефонной связи без всяких оговорок установлена обязанность обеспечить абоненту возможность бесплатного круглосуточного вызова экстренных служб (скорой помощи, пожарных, полиции и т.д.). А также в утвержденных правительством Правилах оказания услуг местной телефонной связи сказано, что «оператор связи обеспечивает абоненту возможность пользования услугами телефонной связи 24 часа в сутки». Закреплена в них и обязанность обеспечить круглосуточную возможность вызова экстренных оперативных служб. Если же для того, чтобы телефон мог работать, его придется подключить к сети электропитания, то в случае отключения электричества скорую или полицию вызвать с него не получится, так как он вообще не будет работать. При возникновении чрезвычайных ситуаций эта проблема по понятным причинам станет весьма острой.
Магрилов говорит, что относительно обеспечения круглосуточной работы фиксированной телефонной связи нужно будет внести изменения в действующую нормативную базу. Можно пойти по пути, используемому за рубежом. В ряде стран вопрос обеспечения телефона электроэнергией перенесен на абонента, аналогично тому, как пользователи сотовой связи сами должны заботиться о зарядке своих мобильников. В других странах оператора обязывают снабжать пользователей устройствами резервного электропитания, которые обеспечили бы работу телефона в течение определенного времени при перебоях с электроснабжением.
В Минкомсвязи заявили «Известиям», что министерство положительно оценивает проведение любой модернизации сетей связи, направленной на расширение доступа абонентов к современным услугам. Что касается обеспечения круглосуточной возможности пользования услугами связи, в том числе вызова экстренных служб, то Минкомсвязи — как отраслевой регулятор — готово обсудить с «Ростелекомом» влияние внедрения оптоволоконной технологии на выполнение этих нормативных требований. При необходимости министерство готово также рассмотреть возможность внесения изменений в нормативную базу, предусмотрев технические механизмы, позволяющие обеспечить непрерывность местной телефонной связи в современных сетях с энергозависимым абонентским оборудованием.
Обеспечение непрерывности обслуживания абонентов будет ключевым условием при решении вопроса о переводе всех сетей «Ростелекома» на оптоволокно — контролирующие органы в лице Роскомнадзора строго следят за выполнением условия непрерывности местной телефонной связи. Это демонстрирует недавний прецедент в Москве. Доминирующий на столичном рынке оператор фиксированной связи МГТС практиковал в случае несвоевременной оплаты услуг абонентом отключение его телефона без возможности вызова экстренных служб. Роскомнадзор допускал такой вариант только в том случае, если технические возможности обслуживающей абонента АТС не позволяли сохранить экстренные вызовы при отключении за неуплату. Во всех остальных случаях от МГТС требовали обеспечить вызовы скорой и пожарных с отключенного телефона. И как только компания в начале 2012 года полностью модернизировала свои АТС во всем городе, такая возможность появилась у всех должников.