Борис Стругацкий: последний взгляд в будущее
Борис Натанович Стругацкий скончался сегодня в больнице. Об этом сообщил в Facebook друг писателя, Борис Вишневский.
Борис Стругацкий родился в Ленинграде в семье искусствоведа и учительницы. С начала блокады до 1943 года он прожил в осажденном городе. После университета Борис поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, где остался работать инженером по счетно-аналитическим машинам.
Большинство литературных произведений Борис Стругацкий создал в соавторстве со своим братом Аркадием. В позднесоветский период Стругацкие стали живыми классиками научной фантастики, хотя сами они предпочитали определять свой жанр как «реалистическую фантастику», поскольку в центре их интересов был человек, а не технологии будущего.
По романам Стругацких снято несколько знаковых фильмов, среди которых «Сталкер» Андрея Тарковского и «Дни затмения» Александра Сокурова.
После смерти Аркадия в 1991 году Борис Стругацкий создал еще два романа, выпустив их в свет под псевдонимом С. Витицкий.
Второй национальной потерей в русской литературе после Солженицына назвал смерть Стругацкого Александр Сокуров.
— Никто не дышал ему в затылок. Никого по-настоящему не было рядом, кто мог бы продолжить его дело, — сказал Сокуров «Известиям». — Это потеря не только в литературном смысле, но и в гражданском. Потому что именно сейчас стране очень нужны такие судьи, такие адвокаты, каким был он. Мудрые люди нужны. Нам, как грамотному народу, и всему российскому государству нанесен невосполнимый урон.
С 1998 года на официальной веб-странице братьев Стругацких Борис Натанович отвечал на вопросы своих читателей в рамках непрерывного интервью — вероятно, одного из самых продолжительных в истории. Диалог писателя с выросшей на его книгах аудиторией прервался в апреле 2012 года. Одним из последних предсказаний фантаста стал ответ на вопрос одного из читателей о том, «что нас ждет».
— Видимо, нас ждет один из двух (неравновероятных!) вариантов. Либо в правящей элите возобладает понимание того, что единственный верный путь России — демократия, свободная экономика, Европа. Тогда — очередная перестройка и ветры перемен. Либо всё пойдет, как идет, — тогда стагнация, превращение в страну третьего мира (с ядерными ракетами наперевес), Азиопа, развал страны и какой-нибудь «сирийский вариант», включая ввод международных полицейских сил. Выбор надо делать в ближайшие 20 лет, потому что там висит над горизонтом еще энергетический кризис со всеми его прелестями.