Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Немецкие танки дошли до IKEA

Фразы и фразочки из нового фильма Михаила Сегала «Рассказы» пошли в народ
0
Немецкие танки дошли до IKEA
Кадр из фильма «Рассказы». Фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В прокат выходят «Рассказы» Михаила Сегала — фильм, о качестве которого можно судить хотя бы по тому, что на московской премьере собралось немало людей, пришедших посмотреть его во второй, а то и в третий раз. После «Кинотавра», откуда Сегал увез приз за лучший сценарий, фразочки вроде «немецкие танки дошли почти до IKEA», «о чем с тобой трахаться», «если на их организацию мы не ответим своей организацией, то все пройдет неорганизованно» и пр. пошли в народ и на показе в кинотеатре «Октябрь» «старожилы» уже явно ждали знакомых сцен и реплик.

Последний раз нечто подобное происходило без малого 10 лет назад — на «Бумере» Петра Буслова, кстати, одном из немногих фильмов, который Сегал называет в числе любимых в отечественном кино. 

— Я думал, что мой фильм протестный, но раз его взялся прокатывать «Дисней», наверное, это не так, — говорит режиссер.

Протестной его картину можно назвать лишь в том смысле, что она точно и внятно фиксирует современное состояние российского общества. При этом «социальность» в буквальном, газетном смысле присутствует лишь в одной новелле из четырех: «Круговое движение». Про деньги, которые переходят, приумножаясь, от одного персонажа к другому в качестве взятки за техосмотр, загранпаспорт, поступление в институт, операцию матери, отсрочку от армии, застройщику, губернатору. Завершается эта цепь аудиенцией главы области у главы государства. 

Замечательна гротескная сцена, где президент появляется на белом коне, цитирует Карамзина, Ключевского и русских философов, намекает на необходимость отставки губернатора (Сергей Фетисов), поскольку тот слишком зарвался, но в конечном итоге соглашается оставить его на посту — в обмен на лояльность, голоса на выборах и жесткую политику по отношению к тем, «кто против стабильности». Президента блестяще играет Игорь Угольников в конце новеллы уже в качестве «говорящей головы» из телевизора произносящий антикоррупционную речь. Телевизор же стоит в гараже, откуда с талона техосмотра и началась история.

При всей своей актуальности и злободневности новелла эта в структуре фильма ничуть не более важна, чем две последующие — про поселковую библиотекаршу (Тамара Миронова), обладающую даром экстрасенса, и про столичного издателя (Константин Юшкевич), который влюбляется в красотку на 20 с лишним лет младше (Любовь Новикова). Издатель пребывает в абсолютном счастье, пока не обнаруживает, что девушка не имеет представления о гандболе, никогда не слышала о ЧК, уверена, что Дзержинский — это писатель, а песню про Мурку написала какая-то из современных групп. 

Ситуация с утратой культурного кода столь же трагикомична, как и всё, что происходит в фильме Сегала, и точно так же не претендует на вынесение окончательного диагноза или тем более приговора социуму. 

Придумав самую простую завязку, где автор (Владислав Лешкевич) приходит в издательство с рукописью из нескольких рассказов, Сегал оговорил собственную позицию — рассказчика. Остроумного, наблюдательного, обладающего уникальным слухом к живой человеческой речи, сегодняшнему дню и тому, что происходит со страной.

Как ни странно, именно эта ниша в нашем кино оказалась почти пустой. А к фильму «Рассказы», как и к хорошей книге, можно возвращаться несколько раз. Наверное, поэтому его и взялось прокатывать российское отделение американской компании Disney, до этого к нашему авторскому кино интереса не проявлявшее.  

Справка «Известий»

Траектория, по которой развивается карьера Михаила Сегала, вычерчивает прихотливейшие фигуры. Режиссерский факультет Орловского института культуры, неоконченный ВГИК, музыкальное видео и реклама — область, в которой Сегал стал одним из первых. Затем дебют в кинорежиссуре, военная драма «Франц и Полина», где сыграла свою первую роль Светлана Иванова и на которую Сегала позвали в качестве «спасательной команды»: проект заваливался и надо было буквально за месяц переделать сценарий, провести кастинг и начать съемки.

После этой картины о Сегале заговорили как об одной из надежд российского кино, но он взял паузу на пять лет, которая закончилась самым неожиданным образом. Летом прошлого года титулованный 37-летний режиссер появился в совсем вроде бы не подходящем ему по статусу «молодежном» кинотаврском конкурсе короткого метра с новеллой «Мир крепежа» — как сам потом признавался, он снял ее просто для того, чтобы что-нибудь наконец снять.

Уморительно смешная история, как некий современный вариант Мефистофеля (Андрей Мерзликин), прикинувшись планировщиком свадеб, ловит провинциальных молодоженов даже не на жажде денег, славы или бессмертия, а на банальном тщеславии, вызвала такой восторг, что общественность просто вынудила Сегала снять полный метр. Расширять короткометражку он не стал, а в дополнение к ней экранизировал еще несколько своих рассказов, поскольку помимо прочего еще и прозаик. 

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...