Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уровень воды в Тоболе в Кургане снизился за ночь до 968 см
Мир
В Малайзии 10 человек погибли при столкновении двух вертолетов
Мир
В МИД КНР призвали США не очернять отношения Китая и России
Мир
В Белоруссии ограничили выплату дивидендов гражданам недружественных стран
Общество
Матвиенко назвала убийство военкора Еремина террористическим актом
Мир
WSJ сообщила о привычке Трампа называть Украину частью России на переговорах
Происшествия
Трое детей погибли при пожаре в жилом доме в Бурятии
Армия
ВС РФ эвакуировали подбитый немецкий танк Leopard 2А5 с линии фронта
Мир
СМИ сообщили о возобновлении демонтажа памятника Советской армии в Софии
Мир
Родственники наемников ВСУ заявили о невозможности вернуть их тела с Украины
Мир
Мадуро назвал аморальной военную помощь США другим странам
Недвижимость
Жилье в новостройках в городах-миллионниках в России подорожало в марте
Мир
Захарова указала на двойные стандарты США в вопросе прав человека на Украине
Армия
Российские морпехи захватили комплексы Javelin ВСУ в Новомихайловке
Общество
Уровень воды в реке в тюменском Ишиме за сутки снизился на 11 см
Мир
Экс-разведчик США указал на безвыходность положения ВСУ на поле боя

Танцы с крокодилом

Посадив зрителей РАМТа прямо на сцену, Егор Перегудов попытался поставить мольеровского «Скупого» в 3D, но в погоне за новыми формами потерял содержание
0
Танцы с крокодилом
Сцена из спектакля «Скупой». Фото: ramt.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Многие режиссеры утверждают, что поставить хорошую комедию гораздо труднее, чем драму. А тем более — комедию Мольера. Ведь за века чувство трагического в психологии людей почти не изменилось, и мы продолжаем сочувствовать героям Шекспира. Но чувство комического изменилось очень даже. И то, что вызывало живейшую реакцию зала во времена Мольера, все эти насмешки над человеческими пороками — жадностью, глупостью, показной набожностью, — сегодня не заводят публику и очевидно нуждаются в перекодировании. История пожилого богача, который препятствует счастью своих детей из-за патологической скупости, а сам собирается жениться на молоденькой, сегодня тянет не на комедию, а скорее на драму.

Выпускник Сергея Женовача Егор Перегудов, на чьем счету постановки «Под давлением 1–3» на малой сцене РАМТа и «Время женщин» в «Современнике», попытался сделать спектакль не столько о человеческой жадности, сколько о театральном мире, где все относительно, где герой запросто может оказаться подлецом, а злодей — жертвой. Он не стал актуализировать пьесу и представлять, кем ее герои могли бы стать сегодня. Его «Скупой» помещен в неопределенное время, но в очень конкретное место — в театр.

Режиссер соорудил для игры квадратные деревянные подмостки, а часть зрителей усадил прямо на сцене, лицом к залу, так что публика разглядывала не только актеров, но и друг друга. Конечно, сидящие на сцене оказались в более выгодном положении, потому что смотрели спектакль как бы изнутри, но по большому счету точка зрения нечего не меняла. Зрители в зале видели всю ту же игру в театр, где актеры лишь примеряли маски и тут же «выпрыгивали» из образа, усаживаясь за свои гримировальные столики. Егор Перегудов намешал тут кучу всего: романсы и рок-н-ролл, танец и акробатику, мольеровские парики, падающие в нужный момент из-под колосников, и античные сценки из комедии Плавта «Кубышка», откуда и был позаимствован сюжет «Скупого». Но в этой суете и мельтешении приемов потерялся смысл всей затеи.

В спектакле есть несколько отличных эпизодов. Например, тот, где, впервые собираясь все вместе, персонажи толкаются на тесной сцене, пытаясь пробраться к своим возлюбленным, но все время сталкиваясь с новыми визави. Дружный хохот вызывают импровизации Михаила Шкловского и Александра Девятьярова, веселящих публику гэгами и разнообразными манипуляциями с зеленым плюшевым крокодилом — это дань площадному театру, еще популярному во времена Мольера.

А иногда в спектакле вдруг возникают лирические моменты: когда Марианна снимает со своего престарелого жениха шутовскую бороду и накладной нос, кажется, что вот-вот между ними пробежит искра настоящего чувства и произойдет преображение. И здесь ты представляешь, какой тонкий и щемящий спектакль об иллюзорности человеческого счастья и эфемерности театральной материи мог бы случиться у Перегудова, если б он не разменивался на все эти пляски с бубнами, а сосредоточился на линии Гарпагона.

У Алексея Блохина получился очень неоднозначный персонаж. Собственно, постановка и начинается с психологического эксперимента: Блохин показывает остальным свой портрет и просит охарактеризовать человека на фотографии. И тут мнения респондентов разделяются: одни называют его добряком и душкой, другие — законченным скрягой и мерзавцем. В дальнейшем актер балансирует между двумя этими ипостасями, но все же, как свойственно нашим артистам, пытается оправдать своего героя. Его Гарпагон выглядит куда симпатичнее своих явно недалеких детей (Александра Розовская и Роман Степенский), которые так же скупы на чувства, как их отец — на деньги, и умеют только брать, но не отдавать. В финале мы по идее должны пожалеть скупца, оставшегося при своих деньгах, но в дураках. Но жалеть его не хочется. Ведь это, в конце концов, только игра.

Комментарии
Прямой эфир