Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

РЖД не хватает нескольких триллионов

Правительству предстоит выбор между разгоном инфляции, допрасходами бюджета и отсрочкой развития транспортной инфраструктуры
0
РЖД не хватает нескольких триллионов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня правительство России рассмотрит инвестпрограмму ОАО «РЖД», объем которой в 2013 году составит 403 млрд рублей. В материалах, направленных РЖД в правительство, компания указывает, что согласованный инвестиционный бюджет компании не позволит обеспечить финансирование мероприятий, заложенных в Генсхему развития железных дорог до 2020 года. Указывая, что финансировать инвестпроекты со сроком окупаемости более 15 лет за счет заемных средств экономически нецелесообразно, РЖД будет просить правительство заложить инвестсоставляющую в тариф на грузовые перевозки. В частности, предлагается увеличить согласованный Минэкономики рост тарифов на четыре процентных пункта — с 7% до 11%. Аналитики предупреждают об угрозе роста инфляции и советуют РЖД выручить необходимые для реализации инвестпрограммы средства от продажи непрофильных активов, в частности — доли в крупнейшем российском контейнерном операторе ОАО «Трансконтейнер». 

Согласно проекту инвестпрограммы и финансового плана компании на 2013–2015 годы в 2013 году инвестиционный бюджет ОАО «РЖД» составит 403 млрд рублей, что на 61,1 млрд больше прогноза, одобренного советом директоров РЖД в ноябре 2011 года, но менее обсуждавшегося в середине 2012 года объема в 411 млрд. При этом, в целом, за 2013–2015 годы объем инвестпрограммы будет сокращен на 95 млрд рублей по отношению к прогнозу за счет исключения из программы ряда проектов в Сибири. В частности компания откажется от финансирования реконструкции участков Трубная–Аксарайская, М. Горький – Крымская, Карымская–Забайкальск, Междуреченск–Тайшет.

Всего на инвестпрограмму до 2015 года предполагается потратить почти 1 трлн рублей. Предполагается, что 365,2 млрд (36,6%) из этой суммы пойдет на обеспечение безопасности перевозок. Еще 245,5 млрд (24,6%) пойдет на обновление подвижного состава, 221,6 млрд (22,2%) — на снятие инфраструктурных ограничений, остальные 165,3 млрд (16,4%) — на прочие проекты.  

Инвестпрограмма была рассмотрена на заседании совета директоров РЖД в конце октября, но от правительства компании нужно нечто большее, нежели простое одобрение документа. В РЖД напоминают, что с учетом задач, поставленных президентом и правительством, научно-технический совет компании в марте текущего года разработал и утвердил Генсхему развития железных дорог до 2020 года, реализация которой оценивается в 5,7 трлн рублей. В Генсхему вошли масштабные планы по развитию Московского и Петербургского транспортных узлов, другие проекты на Дальнем Востоке и в Сибири. В соответствии с Генсхемой, в ближайшие годы инвестпрограмма РЖД должна вырасти с более чем 400 млрд рублей в 2012 году до почти 800 млрд в 2015-м с последующим снижением до 640 млрд в 2017-м. В связи с тем что таких средств у компании нет, РЖД намерена предложить правительству принять участие в финансировании неокупаемых инфраструктурных проектов, имеющих высокую бюджетную эффективность.  

Согласно материалам к заседанию, РЖД предлагает разделить инвестпроекты на три типа по срокам окупаемости. Первую категорию проектов со сроком окупаемости 10–15 лет компания готова финансировать за счет собственных оборотных и заемных средств. Вторую категорию со сроком окупаемости 15–20 лет, из-за отсутствия на кредитном рынке «длинных» денег, РЖД предполагает финансировать за счет выпуска специальных (инфраструктурных) облигаций с льготной процентной ставкой. В 2013 году таким образом планируется привлечь 105 млрд рублей. В ближайшие годы РЖД планирует наращивать долговую нагрузку, доведя соотношение финансового долга к EBITDA до 2,2. В 2013 году планируется увеличить финансовый долг на 176,7 млрд рублей, доведя его до 580,1 млрд, а к 2015-му довести сумму долга до 711,1 млрд рублей.

В третью категорию должны войти неокупаемые инфраструктурные проекты. В их финансировании РЖД предлагает принять участие государству. В качестве варианта компания предлагает правительству осуществить прямой взнос в уставный капитал компании. Впрочем, в РЖД, видимо, не рассчитывают на согласие Минфина выделить дополнительные средства из бюджета напрямую. В качестве альтернативного варианта РЖД предлагает распределить дополнительные расходы на инвестпрограмму между всеми участниками рынка путем повышения тарифов на грузовые перевозки. РЖД предлагает повысить тариф с 2013 года на четыре процентных пункта с утвержденных 7% до 11%.  

В РЖД напоминают, что утвержденный правительством рост тарифов с 2013 года составит 7%. Тариф рассчитывало Минэкономики в начале 2012 года, когда прогноз инфляции на 2012-й оценивался в 6,2%. К сентябрю прогноз инфляции по году был повышен до 7,2%, однако рост тарифов на железнодорожные перевозки Минэкономики оставило прежним — 7%.  

В материалах РЖД подчеркивается, что Минтранс поддерживает предложение компании включить в тариф на грузовые перевозки инвестсоставляющую, так как это позволит «восполнить дефицит капвложений». В РЖД отмечают, что Федеральная служба по тарифам (ФСТ) также «в целом поддерживает» предложения Минтранса и РЖД по росту тарифов.

В ФСТ уточнили, что не занимают чью-либо сторону. 

— Прогнозом социально-экономического развития страны на 2013-й и плановым периодом 2014–2015 годов, одобренным правительством РФ, предусмотрена индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2013-м на 7%. ФСТ России будет руководствоваться данным решением, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ФСТ. 

— У РЖД есть другие возможности привлечения средств на нерентабельные крупные инфраструктурные проекты, кроме внесения инвестиционной составляющей в тариф. В частности, это повышение эффективности самой компании или продолжение программы приватизации активов, — полагает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов.

По его словам, запланированная продажа доли в ОАО «Трансконтейнер», против которой выступает РЖД, могла бы принести необходимые на инвестпрограмму деньги. Сегодня, напоминает эксперт, РЖД планирует внести свою долю в «Трансконтейнере» в новую объединенную траспортно-логистическую компанию Евразийского союза. Аналитик поясняет, что чистой прибыли у нового оператора может и не образоваться, соответственно РЖД не только не получит денег от продажи, но и перестанет получать дивиденды, которые платит «Трансконтейнер» сейчас. 

Эксперт также предупреждает, что введение инвестсоставляющей в грузовой тариф может привести к разгону инфляции. Участники рынка не комментируют предложение РЖД, но считают возможное повышение тарифов несправедливым: свои инфраструктурные проекты РЖД реализует только в нескольких регионах, а надбавку на грузовой тариф получат все операторы.

Окончательное решение предстоит принять правительству. Не исключено, что Белый дом, не желая разгонять инфляцию ростом железнодорожных тарифов, просто ограничится рекомендацией РЖД перенести реализацию своей Генсхемы на более поздний срок.  

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир