Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«За холмами» дьявол не носит Prada

История, расколовшая в середине нулевых румынское общество, выходит на наши экраны
0
«За холмами» дьявол не носит Prada
Кадр из фильма «За холмами». Фото предоставлено телеканалом «Россия»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат выходит один из лучших фильмов последних лет — «За холмами» Кристиана Мунджу. В 2005 году в один из монастырей Румынии приехала погостить девушка. И вскоре умерла — якобы подвергшись перед этим обряду экзорцизма. История попала в прессу и для взаимоотношений церкви и общества в Румынии, видимо, сыграла ту же роль, что у нас скандал с «нанопылью» и Pussi Riot. Что, естественно, дает повод воспринять снятый по мотивам этих событий фильм «За холмами» как идеально созвучный нашей нынешней ситуации. Но все, похоже, сложнее. 

«Мне захотелось разобраться в этой истории. Узнать, что стало со священником, с монахинями, которых тогда, на волне общественных настроений отлучили от церкви», — говорил журналистам в Канне режиссер Кристиан Мунджу.

В попытках разобраться помогла документальная книга-расследование, написанная румынской журналисткой Татьяной Никулеско-Бран. Впрочем, сценарий, за который Мунджу получил приз Каннского фестиваля, далеко ушел от реальной основы. Осталось место действия: монастырь на границе с Молдавией (из этих мест, кстати, родом и сам режиссер, и исполнительницы главных ролей), а также фабула в самом общем виде. 

К юной послушнице Войкице приезжает погостить из Германии ее подруга Алина. Когда-то девочки воспитывались в приюте и были очень близки. Потом одна уехала искать счастья за рубеж, другая ушла в монастырь. Но Алина не может справиться с одиночеством на чужбине и возвращается на родину, чтобы забрать Войкицу с собой. Тут и начинается сложнейшая история манипуляций, недоговоренностей, ревности и истерик. Результат: нервный срыв Алины, который и заканчивается трагедией. 

Войкица не хочет уезжать, но и не отпускает от себя подругу. Отцу-настоятелю (Валерий Андриута), как и старшим «сестрам», не нравится перспектива держать в стенах монастыря агрессивную, взрывную девицу, не выказывающую к тому же ни малейшего интереса к вопросам веры. Но заданный елейным голоском Войкицы вопрос «Куда ж ей идти?» в конечном итоге решает дело: гостье позволяют остаться.

Фокус с фильмом Мунджу заключается не только в том, что он снят долгими, иногда — очень долгими планами, с минимальным количеством монтажных склеек (оператор Олег Муту). И даже не в том, что 2,5 часа экранного времени пролетают незаметно, будто это триллер Хичкока. Самое интересное, что режиссер декларативно убирает собственную позицию, предоставляя зрителям абсолютную свободу восприятия. Не позволяет себе эмоционально воздействовать на публику даже музыкой, которая возникает лишь на финальных титрах. 

Все происходящее можно с равным успехом трактовать и со светской, полагающей абсурдной саму идею вселения беса в человека, и с церковной точек зрения. Алина нападает на монашек и бьется в конвульсиях, потому что у нее душевная травма, латентная форма лесбиянства, и вообще она слишком устала от одиночества. А небывалая сила во время припадков — результат занятий карате.

И в то же время, на взгляд ортодокса, девушка проявляет все признаки одержимости, да и в монастыре происходят типичные для таких случаев «знамения»: курицы не несутся, на полене проступает черный крест. Собственно, мощнейшее напряжение фильма проистекает из того, что все время чувствуешь: зло где-то рядом. Но определить источник его не можешь. 

Действие почти не выходит за пределы монастыря, но стоит прислушаться, какие разговоры идут там фоном: о сослуживице, решившей приворожить мужа и навести порчу на соперницу. О мальчике, который убил свою мать и выложил фото в интернет. О том, что умирающую девушку не надо было везти в больницу, потому что теперь придется отчитываться за труп. 

«Меня волновал вопрос, что хуже — понимать, что человеку нужна помощь и не сделать ничего, или потерпеть неудачу, попытавшись помочь?» — говорил Мунджу на пресс-конференции в Канне. И добавил, что, с его точки зрения, равнодушие тоже можно было бы отнести к списку смертных грехов. Хлопотливые, шумливые, не слишком образованные монашки и их суровый отец-настоятель оказываются неравнодушными людьми. Хотя, наверное, было бы куда лучше для всех, прояви они жесткость и выдвори за пределы монастыря обеих подруг. 

В Канне «За холмами» до последнего сражались за главный приз с «Любовью» Михаэля Ханеке — еще одной выдающейся картиной, выходящей на наши экраны. «Золотая пальмовая ветвь» досталась «Любви», но юные актрисы-дебютантки, сыгравшие Алину и Войкицу, — Кристина Флутур и Космина Стратан — разделили приз за лучшую женскую роль. Обе с двумя высшими образованиями, обе отлично говорят по-английски и вообще на своих героинь совсем не похожи, будто прибыли из мира, где дьявол, если и есть, то исключительно тот, что носит Prada.

По странному совпадению, незадолго до премьеры фильма, весной 2012-го, румынским священникам было запрещено читать молитву святого Василия, которую используют в обряде экзорцизма. Но, как утверждает Мунджу, запрет этот воздействия не возымел. 

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...