Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
«Госуслуги» со 2 февраля приостановили прием заявлений на загранпаспорт нового образца
Интернет
Sony закроет сервис PS Plus Collection с бесплатными играми 9 мая
Мир
Обученные в Британии военные ВСУ сдались после 20 минут первого боя
Мир
В МИДе пообещали ответить на выдворение Австрией четырех российских дипломатов
Авто
Рынок новых легковых авто в январе сократился на 47%
Общество
Вован и Лексус опубликовали пранк с экс-советником президента США Болтоном
Мир
Россия заявила МИД Австрии протест из-за высылки четырех дипломатов
Армия
Войска РФ ликвидировали свыше 100 боевиков ВСУ на краснолиманском направлении
Мир
Миссия ЕС подготовит 30 тыс. украинских военных
Мир
Мэр Кишинева призвал жителей запасаться водой
Спорт
СМИ узнали о получении Роналду 90% зарплаты из госбюджета Саудовской Аравии
Авто
В России появится новый седан Geely Starray

Андрей Прошкин поскреб государство Российское

Действие фильма «Орда» происходит в XIV веке, но очень напоминает наши дни
0
Андрей Прошкин поскреб государство Российское
Кадр из фильма «Орда». Фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат выходит сопровождаемый шлейфом фестивальных побед и доброжелательной критики фильм Андрея Прошкина «Орда», урожденный «Святитель Алексий». Картина снималась по инициативе «Православной энциклопедии», и изначальный стимул был — рассказать об одном из главных российских религиозных деятелей.

Человек знатного рода, родившийся в конце XIII века и доживший до 1378 года, он был политиком, дипломатом, советником московских князей, но в историю церкви вошел в первую очередь как чудотворец. В 1428 году Алексия канонизировали в лике святителя. В течение прошедших с тех пор веков его мощи кочевали по соборам Кремля, а после окончания Великой Отечественной упокоились в Елоховской церкви.

Из всей длинной и насыщенный событиями жизни святителя сценарист Юрий Арабов выбрал один эпизод: когда московского «колдуна» (так называли его татаро-монголы) призвали в Орду излечить ханшу Тайдулу. Алексий спас женщину от слепоты, а хан в благодарность отменил поход на Москву.

У Арабова и Прошкина Тайдула (Роза Хайруллина) из жены хана превратилась в его мать, а чудо оказалось растянутым во времени: Алексий (Максим Суханов) совершает один обряд за другим, слепота не уходит, и будущего святителя с позором отправляют на «принудительные работы». Он становится истопником в банях, и «котельная» эта очень напоминает низшие круги ада. Ханша прозревает лишь некоторое время спустя, и благодарность «ордынских» настигает Алексия, когда он уже почти полутруп.

В процессе съемок название «Святитель Алексий» сменилось на «Орда» — и не только потому, что так короче, выразительнее и, следовательно, подходит для проката. Фильм Прошкина и Арабова — это менее всего житие, или, как принято теперь говорить, байопик. Вопрос о природе чуда и даже отчасти вопросы веры режиссер оставляет за скобками. Главное для него — тот степной дух, а иногда, точнее, даже смрад, который витал над Ордой и не растерял своей концентрации и в наши дни.

Поскреби русского — и найдешь татарина, рекомендует известная поговорка, приписываемая французам. Авторы же фильма предлагают проделать другую операцию:  «поскрести» государство Российское в его нынешнем состоянии — и под обличием правителей, олигархов, начальников рангом пониже обнаружить то самое «ордынское», замешенное на жестокости, лжи и предательстве. Но и на витальности, которая делает все это странное, обреченное, казалось бы, на гибель в потоках собственной и чужой крови образование жизнеспособным. 

В фильме Лунгина «Царь» бесчеловечности и коварству Грозного противостоял митрополит Филипп. В транскрипции режиссера и исполнителя этой роли Олега Янковского не только русский святой, но и просвещенный Европеец, человек уже не Средневековья, а Возрождения.

Сила святителя Алексия — Максима Суханова в другом: не в интеллекте, а в интуитивном понимании, что можно противопоставить Орде, какой внутренней силой ее одолеть. Орда не восторжествует окончательно, пока есть такие люди, как Алексий, но и явление их в русский мир раз в несколько веков не способно эту «внутреннюю орду» изничтожить.

На этом конфликте и строится прошкинский фильм с его блестящими актерскими работами (у Розы Хайруллиной — приз ММКФ за лучшую женскую роль) и изобретательными художественными решениями. «Показался глиняный город, которого уже никогда не будет на земле, а может, никогда и не было», — написал Арабов в своем сценарии. И авторы фильма выстраивают именно такой город: город-метафору, Готэм-сити образца XVI века. А кадры, когда камера (оператор Юрий Райский) с высоты птичьего полета следит за проездом всадников по этому городу, возможно, войдут во вгиковские учебники.

— Вот образец того, как может выглядеть отечественный исторический фильм, если не «осваивать бюджет», а тратить деньги на производство, — заметил по поводу «Орды» коллега и товарищ Прошкина Борис Хлебников. И это, кстати, одна из причин, по которой профессионалам наряду с «простыми зрителями» стоит не полениться и этот фильм посмотреть.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир