Андрей Прошкин поскреб государство Российское


В российский прокат выходит сопровождаемый шлейфом фестивальных побед и доброжелательной критики фильм Андрея Прошкина «Орда», урожденный «Святитель Алексий». Картина снималась по инициативе «Православной энциклопедии», и изначальный стимул был — рассказать об одном из главных российских религиозных деятелей.
Человек знатного рода, родившийся в конце XIII века и доживший до 1378 года, он был политиком, дипломатом, советником московских князей, но в историю церкви вошел в первую очередь как чудотворец. В 1428 году Алексия канонизировали в лике святителя. В течение прошедших с тех пор веков его мощи кочевали по соборам Кремля, а после окончания Великой Отечественной упокоились в Елоховской церкви.
Из всей длинной и насыщенный событиями жизни святителя сценарист Юрий Арабов выбрал один эпизод: когда московского «колдуна» (так называли его татаро-монголы) призвали в Орду излечить ханшу Тайдулу. Алексий спас женщину от слепоты, а хан в благодарность отменил поход на Москву.
У Арабова и Прошкина Тайдула (Роза Хайруллина) из жены хана превратилась в его мать, а чудо оказалось растянутым во времени: Алексий (Максим Суханов) совершает один обряд за другим, слепота не уходит, и будущего святителя с позором отправляют на «принудительные работы». Он становится истопником в банях, и «котельная» эта очень напоминает низшие круги ада. Ханша прозревает лишь некоторое время спустя, и благодарность «ордынских» настигает Алексия, когда он уже почти полутруп.
В процессе съемок название «Святитель Алексий» сменилось на «Орда» — и не только потому, что так короче, выразительнее и, следовательно, подходит для проката. Фильм Прошкина и Арабова — это менее всего житие, или, как принято теперь говорить, байопик. Вопрос о природе чуда и даже отчасти вопросы веры режиссер оставляет за скобками. Главное для него — тот степной дух, а иногда, точнее, даже смрад, который витал над Ордой и не растерял своей концентрации и в наши дни.
Поскреби русского — и найдешь татарина, рекомендует известная поговорка, приписываемая французам. Авторы же фильма предлагают проделать другую операцию: «поскрести» государство Российское в его нынешнем состоянии — и под обличием правителей, олигархов, начальников рангом пониже обнаружить то самое «ордынское», замешенное на жестокости, лжи и предательстве. Но и на витальности, которая делает все это странное, обреченное, казалось бы, на гибель в потоках собственной и чужой крови образование жизнеспособным.
В фильме Лунгина «Царь» бесчеловечности и коварству Грозного противостоял митрополит Филипп. В транскрипции режиссера и исполнителя этой роли Олега Янковского не только русский святой, но и просвещенный Европеец, человек уже не Средневековья, а Возрождения.
Сила святителя Алексия — Максима Суханова в другом: не в интеллекте, а в интуитивном понимании, что можно противопоставить Орде, какой внутренней силой ее одолеть. Орда не восторжествует окончательно, пока есть такие люди, как Алексий, но и явление их в русский мир раз в несколько веков не способно эту «внутреннюю орду» изничтожить.
На этом конфликте и строится прошкинский фильм с его блестящими актерскими работами (у Розы Хайруллиной — приз ММКФ за лучшую женскую роль) и изобретательными художественными решениями. «Показался глиняный город, которого уже никогда не будет на земле, а может, никогда и не было», — написал Арабов в своем сценарии. И авторы фильма выстраивают именно такой город: город-метафору, Готэм-сити образца XVI века. А кадры, когда камера (оператор Юрий Райский) с высоты птичьего полета следит за проездом всадников по этому городу, возможно, войдут во вгиковские учебники.
— Вот образец того, как может выглядеть отечественный исторический фильм, если не «осваивать бюджет», а тратить деньги на производство, — заметил по поводу «Орды» коллега и товарищ Прошкина Борис Хлебников. И это, кстати, одна из причин, по которой профессионалам наряду с «простыми зрителями» стоит не полениться и этот фильм посмотреть.