Михаил Плетнев перечитал «Евгения Онегина»


На третьем концерте IV Большого фестиваля РНО за пульт оркестра встал сам художественный руководитель и главный дирижер Михаил Плетнев. В программе значилось концертное исполнение оперы Чайковского «Евгений Онегин».
За время предыдущих фестивалей концертное исполнение опер успело стать традицией. В этот раз худрук остановил свой выбор на «Онегине», отметив, что это — не опера, а лирические сцены, а, значит, музыка может быть воспринята и без сценического действия. Несколько месяцев назад маэстро дирижировал постановкой в Казани, но единственным связующим звеном с московским концертом стал исполнитель партии Трике, солист Мариинского театра Константин Плужников.
То, что Плетнева публика любит, заметно сразу: лишний билетик начинали спрашивать еще в вестибюле метро, а первый букет маэстро получил едва выйдя на сцену. Он, как всегда, был невозмутим, дирижировал наизусть, хотя опера исполнялась без купюр — редкий случай в современной практике.
Стараниями дирижера в хорошо известной музыке выступили на первый план «свежие» оркестровые детали — обычно публика за разглядыванием занавеса или сценических деталей их не замечает. Но и без ложки дегтя не обошлось: неудачно прозвучало соло виолончели, да и сам маэстро местами не мог справиться с балансом: солисты порой «тонули» в оркестровой ткани, а в запале театральных страстей и вовсе фальшивили.
О том, что в концерте не будут задействованы оперные суперзвезды, маэстро предупреждал заранее — бюджета фестиваля не хватило на запрошенные ими гонорары. Но, как отметил Плетнев, общаясь с журналистами, «достойных можно найти и среди доступных». Таковыми оказались русская американка Дина Кузнецова (Татьяна), солист «Новой оперы» Алексей Татаринцев (Ленский), Алина Шакирова (Ольга) и старожил фестиваля Игорь Головатенко (Онегин). Последний, пожалуй, был лучшим приобретением вечера — отлично пел, был в образе и хорошо выглядел.
Каждый узнаваемый номер, коих в опере достаточно, публика приветствовала овациями. В зале было много иностранцев и студентов музыкальных училищ с клавирами в руках. При том, что цены кусались — от 1,6 тыс. рублей за кресло. К третьему акту ряды заметно поредели — мероприятие закончилось около 23 часов. Те же, кто остались, не спешили отпускать солистов и маэстро. Тогда же к г-ну Плетневу на сцену поднялся Владимир Минин — его Московский государственный камерный хор в этот вечер пел в массовых сценах. Однако маэстро, вероятно, от музицирования устал — слегка улыбнувшись, принял охапки цветов и поспешил за кулисы, оставив овации солистам.
Фестиваль РНО продлится до 23 сентября.