Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Фармацевты нашли IT-лазейку в федеральном законе

С принятием нового федерального закона по охране здоровья граждан в РФ производители лекарств ищут новые пути проведения рекламных кампаний и популяризации своей продукции
0
Фармацевты нашли IT-лазейку в федеральном законе
Фото: ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Согласно новому федеральному закону 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (статьи 70 и 74), вступившему в силу в этом году, фармацевтическим компаниям запрещено осуществлять какую-либо деятельность и мероприятия, направленные на общение с работниками медицинских учреждений. Закон прямо запрещает фармкомпаниям использовать практику внерыночного стимулирования врачей поликлиник и больниц для продвижения своего продукта (организация любых развлекательных, научных или образовательных мероприятий, контакты с врачом и многое другое). Для врачей такие схемы могут грозить лишением лицензии, принудительными работами, штрафами и т.д. Для фармакологических компаний опасность ограничивается штрафами.

Таким образом, сейчас фармацевтические компании могут продвигать свои продукты только на больших медицинских конференциях, которые проходят не так часто. Компании уже ищут лазейки для продолжения своей, теперь уже незаконной деятельности.

Одной из таких лазеек станет Medcampus. Проект ориентирован не на действующих врачей, а на студентов-медиков.

Венчурный фонд Bright Capital, основанный министром по связям с Открытым правительством Михаилом Абызовым, ранее инвестировал $1 млн в развитие социальной сети для врачей «Доктор на работе». Изначально проект был описан как «потенциально успешный IT-стартап».

За два с половиной года существования проекта общая сумма инвестиций в социальную сеть «Доктор на работе» составила порядка $1,8 млн. Сейчас проект собирается занять более широкий сектор, переключаясь на будущих специалистов — студентов медицинских учреждений.

Проект под названием Medcampus будет специализированным интерактивным сообществом для студентов-медиков. Основателем и идейным вдохновителем проекта является  владелец «материнской» социальной сети «Доктор на работе» Станислав Сажин.

IT-предприниматель объяснил «Известиям», что данный проект является чисто коммерческим и предоставляет фармкомпаниям доступ почти к половине студентов медицинских специальностей в России.

— Коммерция — главная составляющая. С 1 января вступил в силу ФЗ 323, запрещаются все профессиональные контакты между представителями фармацевтических компаний и врачами. Для фармкомпаний с юридической точки зрения стало очень сложно воздействовать на точку зрения врача, какие лекарства ему выписывать, и они стали искать подходы к студентам. По нашей информации, они находят лазейки и продолжают общаться с врачами и пытаются находить контакты с региональными департаментами, — объяснил Сажин.

Специалист рассказал, что проект Medcampus появился два года назад, но в форме отдельного сайта был запущен только сейчас. До этого была группа в социальной сети «В Контакте», которая насчитывает более 30 тыс. участников. По подсчетам Сажина, среднее число студентов-медиков в стране колеблется в районе 80 тыс.

Сейчас на новом сайте регистрируется порядка 500 человек в день, и планируется, что к концу года портал сможет собрать у себя на площадке порядка 50 тыс. студентов.

— На сегодняшний день мы заключили уже два контракта, и нужно понимать, что в России очень мало фармкомпаний. По нашим оценкам, тратить миллионы на такую схему готовы 20 крупнейших компаний в стране, и для нас привлечь уже две из них — с учетом только что открытого сайта — это хорошо, — добавил Сажин.

Портал рассчитывает привлечь порядка 60 тыс. студентов и уже в 2013 году заработать порядка 5 млн рублей, а в 2014-м выйти на уровень 15–20 млн рублей годового дохода.

Заместитель директора НП «Саморегулируемая организация содействия распространению качественных лекарственных средств на фармацевтическом рынке «Стандарты фармацевтического рынка» Осман Парагульгов предполагает, что фармацевтические компании находят лазейки для рекламы своей продукции, но в эффективность данного проекта он верит с трудом. В состав СФР входит порядка 24 фармацевтических организаций.

— Конечно, фармацевтические организации заинтересованы в продвижении своих товаров и я не исключаю, что какие-то организации могут как-то осуществлять «рекламную деятельность». В принципе в этом ничего плохого нет, если не нарушается этика и врачи доводят информацию об аналогах данного препарата пациенту, — говорит Парагульгов. — Правда, тут вопрос более крупный касательно врачей, а именно их ответственности. На сегодняшний день врачи почти не несут ответственность за свою деятельность. Сейчас Национальная медицинская палата совместно с фармацевтическими организациями готовит презентацию для президента об оформлении закона ответственности врачей за свою деятельность.

На сегодня «материнскому» проекту «Доктор на работе» удалось собрать более 13% врачей в России. Аналогичный ресурс sermo.com в США собрал 125 тыс. врачей, из 800 тыс. практикующих в Америке. А английский ресурс doctors.net.uk смог объединить более 192 тыс. врачей, тогда как всего в Великобритании их около 200 тыс. Почти все врачи Японии являются членами закрытого интернет-сообщества m3.com.

В России же за аудиторию врачей борются сразу несколько социальных сетей (Evrika.ruiVrach.com«ВрачиРФ»medtusovka.ru), однако «Доктор на работе» лидирует по популярности с большим отрывом, и участники рынка предрекают сети коммерческий успех.

Интересно, что в 2010 году идея создания социальной сети для врачей выдвигалась со стороны Минздравсоцразвития РФ, информация о тендере на создание такой сети была даже размещена на сайте госзакупок. Начальная цена контракта составляла 55 млн рублей (то есть примерно $2 млн). При этом срок исполнения заказа устанавливался очень коротким, не более 16 календарных дней со дня заключения контракта. Итоги конкурса должны были быть подведены не позднее 12 ноября 2010 года. Однако скоро министерство отменило конкурс и больше к этой идее не возвращалось.

Комментарии
Прямой эфир