Серьезно болен каждый четвертый первоклассник


Среди ребят, которые в этом году стали первоклашками в Петербурге, полностью здоровы только 25-30%. У половины школьников наблюдаются незначительные «отклонения от нормы», к примеру шумы в сердце. А у остальных — заметные проблемы со здоровьем. Иными словами, серьезно болен каждый четвертый первоклассник. Об этом «Известиям» сообщила главный специалист комитета по здравоохранению Петербурга по профилактической и оздоровительной работе у детей Светлана Рычкова.
— Дети зачастую рождаются больными. Ведь у многих мам различные виды заболеваний во время беременности, внутриутробные инфекции. У 70% беременных женщин анемия, — пояснила она.
По словам эксперта, безусловные лидеры детских напастей — сутулость, плоскостопие и другие заболевания костно-мышечной системы, от них страдает каждый двадцатый ребенок. Второе место в списке самых распространенных заболеваний у первоклашек, во многом благодаря телевизору и компьютеру, занимают проблемы органов зрения. Третье место по частоте — заболевания органов дыхания. Четвертое — частые проблемы желудочно-кишечного тракта, от них страдает каждый тридцатый малыш. А на пятом месте неврологические отклонения, к примеру гиперактивность — этот диагноз, для которого характерны сниженное внимание и повышенная возбудимость, все чаще ставят современным детям.
Светлана Рычкова отмечает, что корень зла — в неправильном образе жизни детей. Родители должны приучить малышей делать зарядку, принимать душ, правильно питаться и вовремя ложиться спать. Но только 30% первоклассников соблюдают режим дня. Взрослые нередко перекармливают дошкольников майонезом, а детские праздники приучают отмечать в фастфудах. К тому же школу и детсад малышей зачастую привозят на машине, а на второй этаж дома «доставляют» на лифте. Вот и получается, что дети, помимо прочего, еще и двигаются очень мало.
— Малоподвижность развивается с ранних лет жизни, — подчеркивает Светлана Рычкова. — Поэтому к подростковому возрасту уровень физподготовки детей составляет лишь 60-70% от уровня подготовки школьников восьмидесятых годов. Страдает и координация — дети не могут вовремя сгруппироваться. Если падают, то плашмя. Стоит оставить ребенка без присмотра — случаются тяжелые травмы.
Вроде бы, для того чтобы дети больше двигались, в школах ввели третий урок физкультуры. Но эксперты не уверены, что этот дополнительный час сильно изменит ситуацию.
— Зал во многих учебных заведениях один, и он бывает занят. Вот и приходится учителям проводить «теоретические уроки». А пользы от этого никакой, — уверен сопредседатель Петербургского родительского комитета Михаил Богданов.
По мнению эксперта, неплохо было бы чаще устраивать районные спартакиады для всей семьи. А еще — вернуть нормативы ГТО, которые все от мала до велика в обязательном порядке сдавали в советское время.
— Многое зависит не только от родителей, но и от школы. Установите в коридорах теннисные столы — и дети на переменках будут играть, а не сидеть в классе, — добавляет он.
Справка «Известий»
По данным комитета по образованию Петербурга, 49 пилотных школ города оснащены современным медицинским оборудованием, в том числе и аппаратно-программными комплексами для мониторинга здоровья учащихся.
В ряде школ города также работают классы «БОС-Здоровье» для формирования навыков правильного дыхания у детей, улучшения внимания и поведения. А для профилактики и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата в 195 образовательных учреждениях используется тренажерно-информационная система «ТИСа». К началу 2012-2013 учебного года такие системы установлены еще в 100 школах Санкт-Петербурга.