Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров и Рубио договорились о продолжении восстановления связей между РФ и США
Мир
Reuters сообщило о подписании Трампом закона о финансировании правительства
Мир
В Пхеньяне прошли переговоры заместителей глав МИД России и КНДР
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали переменную облачность в Москве 16 марта
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Мир
Практически весь штат «Голоса Америки» отправили в административный отпуск
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
CENTCOM сообщило о начале крупномасштабной операции против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Стиль
Третий день Московской недели моды прошел в Манеже

Рука руку моет. Или не моет?

Политолог Александр Павлов — о том, чем грозит борьба с семейственностью в Госдуме
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Все в России знают ответ на вопрос, почему сыну полковника не стать генералом. Потому что у генерала есть свои дети. Этот старый и несмешной анекдот многое говорит о социальной системе в России. Даже не иногда, а очень часто и далеко не в одном лишь парламенте люди в разных государственных учреждениях работают семьями. Оно и понятно: это по всем параметрам удобнее. Можно выписывать премии, делать головокружительные карьеры или заниматься какими-то другими важными делами. И никто никогда не мог упрекнуть человека в том, что тот пытается помочь членам своей семье, трудоустроив тех у себя. Рука руку моет.

Вот почему все на эти несмешные процессы смотрели если не одобряюще, то по крайней мере понимающе. Семейственность как таковая у нас не запрещена практически нигде. Главное, чтобы родственники не находились в прямом подчинении. А так — работайте сколько нужно. Конечно, адекватные люди стараются не брать близких в собственную организацию хотя бы потому, что это освобождает рабочий процесс от многих проблем в коллективе, начиная от жалоб и сплетен и заканчивая завистью.

Вот почему неофициально табу на семейственность распространено во многих местах. Но не в Государственной думе. Там работать рука об руку с родственниками — дело обыкновенное. Да и чем Дума хуже любого другого государственного учреждения? И всё же благородные люди из Государственной думы сами вдруг обратили внимание на то, что работают в кругу «семейных групп, кланов», и задумались о том, насколько это хорошо с точки зрения этики. А депутат Андрей Исаев выступил с предложением запретить родственникам работать плечом к плечу в Госдуме, Совете Федерации, правительстве и т.д. И внес соответствующий законопроект.

Дело в том, что в связи с последними новостями о разных делах депутатов Геннадия Гудкова и его сына Дмитрия возникла очень удобная ситуация для внесения законопроекта. И припомнить о семейственности в Государственной думе, и в законодательном органе вообще, то есть присмотреться и к Совету Федерации. Потому что, например, сенатор Юрий Воробьев работает заместителем председателя Совета Федерации, в то время как его сын Андрей Воробьев возглавляет фракцию «Единой России» в Государственной думе. А о Владимире Жириновском и его сыне, возглавляющих ЛДПР, и без того все давно знали. Вместе с тем опасаться законотворцам нечего. Если законопроект пройдет и вступит в силу с января 2013 года, то с нынешними депутатами и членами Совета Федерации ничего не произойдет, потому что они избирались еще в прежних условиях, а значит, смогут спокойно доработать свой срок.

Однако что с того простым гражданам Российской Федерации? Да, собственно, ничего. И как только у людей, не имеющих никакого отношения ни к парламенту, ни вообще к политике, закралась мысль о том, что Дума решилась издать еще один бесполезный, но хотя бы невредный для жителей России закон, как у депутатов появилась идея обновить законодательную инициативу и расширить действие пока еще законопроекта до всех государственных служащих. Заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин не просто одобрил инициативу Исаева, но и предложил расширить сферу действия документа. Сидякин обронил очень важную мысль, что, например, часто мы «сталкиваемся с практикой, когда президентом какого-либо вуза является отец, а ректором — дочь. Это прямая родственная связь. Конечно, мы должны здесь вводить какие-то ограничения».

А это уже совсем другой разговор. Ограничения вводить, разумеется, надо. Только вот какие и как? Одно дело, когда семья находится во главе университета, другое — когда родственники работают в подчинении. Все помнят, как пару лет назад на взятке поймали дочь теперь уже в прошлом декана факультета государственного управления Московского государственного университета имени Ломоносова. Когда ту снимали скрытой камерой, она с видом человека, делающего важные дела, произнесла ключевую фразу: «Если мы что-то делаем, то делаем это хорошо». Обратим особое внимание на это самое «мы». На тот момент, напомним, девушка работала преподавателем факультета государственного управления. После этого скандала у декана внезапно закончился контракт, и университет решил этот контракт с ним не продлевать. Это всего лишь пример того, что бывает, если вдруг родственники работают вместе даже не в прямом подчинении. Но это вовсе не означает, что родственники всегда делают так. И все же, не лучше ли предотвратить подобные ситуации?

А меж тем Андрея Исаева обвиняют в том, что его помысли не чисты. Согласно новостным сводкам, некоторые члены парламента считают, будто Исаев выступил с инициативой, потому что хотел ослабить позиции лидера фракции «Единой России», вице-спикера Андрея Воробьева и упрочить собственные. Конечно, этот «информационный вброс» заставляет усомниться в искренности инициативы депутатов, а значит, и в самом законопроекте. Но давайте представим себе, что внутрипартийная борьба действительно имеет место. И законопроект, о котором идет речь, на самом деле явился боевой атакой одних единороссов против других. Однако если документ не только не вредит простым людям, но способен еще принести и пользу, то какое всем дело до внутрипартийных разборок, даже если они и существуют в самом деле? Вот почему даже в случае каких-то тайных помыслов единороссов, выступивших с законопроектом, следует всячески приветствовать это благое начинание.

Вместе с тем инициатива Исаева и Сидякина нуждается в детальном обсуждении. Ведь остается много вопросов. Могут ли, например, родственники быть если не депутатами, то хотя бы помощниками депутатов? Или смогут ли родственники работать на разных кафедрах одного факультета? А если кто-то из них ректор, декан, заведующий кафедрой и т.д.? И что это такое — «в близком родстве»? Дело в том, что в соответствии с инициативой членом Совета Федерации или нижней палаты парламента не может быть гражданин России, если в российский парламент избираются его родители, супруги, дети, братья, сестры или другие родственники. А что это за «другие родственники»? Например, может ли депутатом стать брат жены этого депутата, то есть деверь? Вроде бы это и не очень «родственник», зато довольно «близкий».

Эта инициатива может обернуться и большими открытиями. Вдруг не кто-то, а очень и очень многие работают семьями в самых разных органах государственной власти и местного самоуправления? А потому те, кому этот законопроект будет полезным, окажутся в меньшинстве. Ведь дети-то есть не только у полковников или генералов. Да и не только дети, но и девери и далее по списку.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир