Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Студенты АТР смогут учиться в вузах большинства стран региона

Россия стала инициатором введения единого образовательного пространства для АТЭС
0
Студенты АТР смогут учиться в вузах большинства стран региона
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В недалеком будущем студенты и преподаватели вузов стран-экономик АТЭС смогут беспрепятственно ездить на учебу и стажировки в большинство государств, входящих в Тихоокеанский регион. Основы для этого были заложены на саммите, проходящем сейчас на острове Русский.

Одним из результатов встречи министров иностранных дел и торговли АТЭС стал документ, подтверждающий желание и готовность стран АТР развивать сотрудничество в сфере образования.

Суть идеи в том, чтобы добиться взаимного признания учебных программ вузов региона. В таком случае студенты смогут, скажем, поехать поучиться в Японию, Австралию, Чили или любую другую страну, чья экономика входит в АТЭС. А преподаватели и ученые получат возможность обмениваться опытом с зарубежными коллегами вживую.

— Студент сможет выстраивать свое образование таким образом, каким он сочтет нужным, — поясняет ректор Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Сергей Иванец. — Наша инициатива в том, что университеты, заключившие между собой соглашение, получили доступ к единым базам данных студентов, преподавателей, образовательных программ. Ими можно обмениваться, исключая, разумеется, какие-то личные сведения. Такой порядок позволяет изучать часть предметов в одном вузе, а часть — в другом, где их преподают лучше.

В ДВФУ, по словам ректора, студенты и преподаватели могли бы приезжать для изучения таких предметов, как ресурсы мирового океана, биотехнологии, наноматериалы. То есть тех отраслей, где российские позиции сильны.

— Если мы говорим об обмене студентами и преподавателями, то надо минимизировать визовые проблемы, — считает Иванец. — И чтобы договориться об этом, полномочий участников АТЭС вполне хватит.

Уже сейчас, например, с Южной Кореей и Китаем существует облегченный режим въезда для учащихся.

— Важно, что с этой инициативой выступают сами университеты, у многих из которых уже налажены прочные механизмы взаимодействия, — говорит руководитель направления инновационного сотрудничества Российского центра исследования АТЭС Наталья Стапран.

В России родоначальником идеи является ДВФУ, который хочет привлечь к себе студентов из-за рубежа. Особенно актуальным это стало для вуза сейчас, когда после окончания саммита АТЭС он, наконец, сам сможет использовать свежевыстроенные учебные и жилые корпуса на острове Русский. Учитывая, что надо как-то окупать огромные средства, вложенные в подготовку саммита, стремление привлечь зарубежных студентов вполне понятно.

Примером для ДВФУ служит сетевой Университет ШОС (шанхайской организации сотрудничества), созданный в 2008–2009 годах из 53 вузов стран-участниц. В рамках этого учебного заведения магистранты могут учиться в течение года в той или иной стране ШОС. Причем не только за свой счет — зачастую специальный фонд выделяет гранты. Получится ли это в АТЭС, до конца пока неясно.

— Как только вы заводите речь о некоем международном фонде, куда должны вложиться многие страны, то готовьтесь к долгим и тяжелым согласованиям, — считает Иванец. — Поэтому на начальном этапе в программе участвуют лишь вузы, считающие это нужным для себя. То есть членство добровольное, и учебные заведения решают сами, готовы ли они присоединиться к такой инициативе, учитывая, что придется выделить на нее какие-то средства.

Сегодня ДВФУ уже активно развивает сотрудничество с зарубежными вузами, стремясь к созданию в будущем сетевого университета. Есть соглашения с вузами Австралии, Китая, Новой Зеландии, Южной Кореи, а также Японии. Там даже открыт филиал ДВФУ на острове Хакодате. Теперь же появилась надежда, что все эти договоренности удастся объединить в единую систему.

На саммите АТЭС российскую идею поддержали Австралия, Новая Зеландия, Мексика, Вьетнам и многие другие экономики, — говорит Наталья Стапран. — Исключение составляют, пожалуй, лишь США, не желающие пускать на свой дорогой рынок образования конкурентов, ссылаясь на полную автономию своих вузов.

Такое поведение неудивительно, считает Стапран. Ведь значительная часть всех средств, которая тратится на получение высшего образования студентами из стран АТР, оседает в учебных заведениях Соединенных Штатов. В такой ситуации никто захочет уменьшать свою прибыль, делясь с другими государствами региона.

9 сентября, в день закрытия саммита, лидеры экономик АТЭС должны подписать декларацию, одним из приложений к которой является документ о создании единого образовательного пространства в АТР.

Комментарии
Прямой эфир