Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Умер духовник патриарха Кирилла схиархимандрит Илий
Армия
Военные группировки войск «Запад» уничтожили 28 пунктов управления БПЛА ВСУ
Мир
Лавров в разговоре с Рубио призвал к прекращению применения силы против хуситов
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали переменную облачность в Москве 16 марта
Спорт
Пилот «Макларена» Норрис выиграл стартовый этап сезона «Формулы-1»
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Спорт
Овечкин побил рекорд Гретцки по голам за один календарный месяц
Мир
Практически весь штат «Голоса Америки» отправили в административный отпуск
Наука и техника
Экипаж Crew Dragon после стыковки перешел на борт МКС
Мир
В Иране заявили об отсутствии у США полномочий диктовать Тегерану внешнюю политику
Спорт
«Рейнджерс» обыграли «Коламбус» в матче регулярного чемпионата НХЛ
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Армия
Операторы FPV-дронов поразили технику и боевиков ВСУ на южнодонецком направлении
Политика
В МИД РФ заявили о поиске Макроном оправдания для участия в конфликте на Украине
Армия
Экипажи танков Т-72Б3М уничтожили замаскированные позиции и живую силу ВСУ в ЛНР
Спорт
Овечкин забил 887-й гол в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до семи шайб
Армия
Экипаж Су-34 уничтожил опорный пункт и живую силу ВСУ в курском приграничье

От житейского убожества к народному дизайну

Старье и обломки благодаря смекалке обретают новую жизнь в быту и искусстве
0
От житейского убожества к народному дизайну
Коллекционер Владимир Архипов и один из экспонатов. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александра Сопова
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В центре столицы, на одной из самых гламурных и одновременно концептуальных площадок — в галерее Red October на Стрелке, — происходит собрание шестиногих кресел, гнутых вилок, разнообразного лома. В условиях тотального дефицита это барахло получило вторую жизнь и превратилось в замысловатую утварь или — арт-объекты, составляющие выставку «Самодельная Россия». От лопаты, сделанной из дорожного знака «дорожные работы», до чемодана без ручки (единственного произведения, созданного самим коллекционером — Владимиром Архиповым) прогуливаются ухоженные девушки и блестящие юноши.

Казалось бы, народная фантазия должна иссякнуть по мере расширения ассортимента магазинов и покупательской способности: зачем сегодня долго вымачивать в керосине прорезиненную ткань, кроить и строчить, если тебе нужен туристический рюкзак? Результат, кстати, хоть и с крупными стежками — вполне достойный бывалого походника. Принести из магазина сегодня можно почти все, но умельцы продолжают конструировать игрушечные пулеметы почти в натуральную величину из яблоневого ствола и деталей коляски, выпиливать полочки лобзиком, плести сетку-рабицу из проволоки. Такой деревенский дзен: забор завалился, новый построить не из чего, зато есть время и силы сплести десятки метров сетки — то ровненькой мелкоячеистой (было настроение и усердие), то кривой и крупной (видимо, хотелось скорее закончить).

В центре просторного зала, хранящего следы заводского прошлого, — самодельная пенопластовая доска для виндсерфинга с огромным парусом. Коллекционер Владимир Архипов уверяет, что ею до сих пор можно пользоваться. Хозяин ее, к сожалению, умер (надо надеяться, не в ходе тестирования своего творения). Неподалеку — ванна, установленная между двух кроватных спинок и ставшая огородной емкостью для полива, и тележка с надписью «чебуреки», в прошлой жизни побывавшая холодильником. Апогей — душевая кабинка из автобусных дверей и передвижной дачный сортир (решая проблему быта, одновременно предполагалось удобрять огород человечьим навозом).

Мелкие вещи (например, пробка для ванны, вырезанная из подошвы и снабженная ручкой из вилки с разогнутыми в стороны зубьями) в экспозицию не вошли, их можно увидеть в каталогах. Коллекция разбросана по гаражам, дачам и мастерским друзей.

— Эта колонна — несостоявшийся колодец. Человек вырыл яму, сделал из бочек кольца, но жена купила взамен бетонные, а бочки остались валяться. Так я их и нашел, — рассказал на выставке «Известиям» коллекционер. — А этот прибор — телевизор, магнитофон, радиоприемник, проигрыватель в одном комплекте, и телевизор даже включается по времени — в роли таймера будильник. К сожалению, он в нерабочем состоянии, но, может быть, удастся реанимировать.

Видимо, дома у советского левши было очень мало места — иначе он не нашел бы способа впихнуть столько габаритных «гаджетов» в один ящик. Другой умелец создал из вилок дециметровую антенну (слава журналам типа «Сделай сам», где печатались схемы и параметры) — и она работала.

Коллекционеры к произведениям «народного дизайна» прицениваются, но англичане пока ценят такие арт-объекты больше, чем русские.

— С авторами складываются индивидуальные отношения: кому-то вещи возвращаются, что-то я покупаю, что-то мне дарят. Как правило, люди не гордятся этими вещами, а стесняются их, — рассказал «Известиям» Владимир Архипов. — Это не изобретения — это народное творчество. Оно проявляется в разных формах, не выбирая места и времени. Это странное сочетание свободы духа и бытовой необходимости, нужды и творчества. В этих вещах мало рефлексии о том, понравится это кому-то или нет.

Первый объект из представленной коллекции был найден в 1995 году, последний — в прошлом, но останавливаться Владимир Архипов не собирается.

— Кто-то скажет, что сам может такое же сделать, а кто-то поразится: как классно, и почему это я обычно мимо таких вещей прохожу, — прокомментировал выставку «Известиям» ее инициатор, галерист Владимир Овчаренко. — Это международное явление, в Англии и в Китае Архипов тоже находит такие объекты. Я думаю, это никогда не исчезнет: это и гордость для автора, и экономия средств.

Выставочный год в галерее Red October продолжат инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Памятник исчезнувшей цивилизации» в конце октября и кураторский проект Олега Кулика, запланированный на середину декабря, сказал Владимир Овчаренко.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир