Венеция перестала пренебрегать торговлей


«Новый старый» директор Венецианского фестиваля Альберто Барбера, руководивший «Мострой» с 1998 по 2002 годы, не поладивший с Берлускони и досрочно ушедший в отставку, а в этом году вернувшийся на Лидо, попал в не самую простую ситуацию. Прошлый директор фестиваля Марко Мюллер — личность яркая, харизматичная, и вопрос, не слишком ли много потеряет Венеция в связи с его уходом, вызвал целую волну спекуляций. Тем более Мюллер стал теперь директором кинофестиваля в Риме, то есть прямым конкурентом.
Барбере надо было сделать несколько радикальных шагов, чтобы сразу дать понять: фестиваль при нем будет не стагнировать, а развиваться. И он их сделал.
Во-первых, сократил количество конкурсных фильмов до 18, мотивируя это тем, что, когда картин в конкурсе более 20, посмотреть все попросту невозможно.
Во-вторых, запустил первый в 80-летней истории фестиваля кинорынок, единственными иностранными партнерами которого стали компании «Роскино» и «Аэрофлот». Что не удивительно — не в интересах Европы без боя отдать свою огромную территорию целиком на откуп Голливуду. А для России продвижение своего кино в Старый Свет — все-таки более реальная задача, чем завоевание американской публики. Впрочем, формы дистрибуции в мире стремительно меняются — именно этой проблеме была посвящена первая, инициированная «Роскино» конференция венецианского кинорынка.
— Я много лет работала консультантом по закупкам фильмов в ведущих европейских компаниях, и поэтому думала, что знаю о дистрибуции все, — рассказала «Известиям» модератор конференции Элеонора Граната Дженкинсон. — Но когда я переехала в Америку, то поняла, что реально не знаю о рынке ничего. Я живу и работаю в Лос-Анджелесе уже много лет и могу с уверенностью сказать: все, что происходит в американской киноиндустрии, обязательно придет в Европу. И лучше быть к этому готовым, тем более что разрыв во времени все более сокращается.
С точки зрения американских, британских, канадских, итальянских продюсеров и экспертов, принявших участие в конференции, на смену традиционным кинотеатральным формам дистрибуции идут цифровые, в первую очередь продвижение через интернет-платформы. По словам директора международных изданий Variety Альберто Лопеса, сам он, живя в Лондоне, уже давно перешел на VOD (видео по запросу), что, в частности, позволяет освободить жизненное пространство в квартире от сотен дисков.
В США рынок VOD развивается столь стремительно (в подписчиках — 100 млн семей, общий оборот — более миллиарда долларов), что для фильмов независимых студий он уже сравнялся с кинотеатральным. А, поскольку в США любой фильм с субтитрами, будь он у себя на родине хоть суперблокбастером, воспринимается как артхаус, для российского кино платформа VOD — наиболее реальный путь.
— Вашим продюсерам надо перестать витать в облаках и считать, что их фильмы выйдут в прокат по всему миру и принесут им миллионные прибыли, — говорит Элеонора Граната. — Ну у кого реально есть шансы попасть на зарубежные киноэкраны? У режиссеров с именами Сокуров, Михалков, Звягинцев, Бондарчук — мы, кстати, были у него на площадке «Сталинграда», это сильнейшее мое впечатление, и я желаю этому проекту всяческой удачи. А продвижение через интернет-платформы, хоть и не сулит мгновенно солидную прибыль, но даст возможность публике узнать о российском кино, привыкнуть к нему. Вот что сейчас важно.
По словам главы «Роскино» Екатерины Мцитуридзе, выступившей инициатором приезда ведущих американских дистрибуторов в Москву на рынок DOORS в июне, рост рынка цифровой дистрибуции в США составляет 77% в год. А рост VOD — до 430%. Но, как подчеркивает Мцитуридзе, интернет-платформа является сейчас не столько альтернативой, сколько дополнением к более привычным путям продвижения: через кинотеатральные сети и DVD.
— Производитель распределяет права и оставляет за собой право контролировать дальнейшую судьбу фильма. И крупные студии, и независимые компании все чаще выпускают фильмы одновременно на DVD и VOD, — говорит Мцитуридзе.
Уже достигнута договоренность с одной из крупнейших американских VOD-компаний HULU о продаже в США большого пакета российских картин. Другие результаты переговоров «Роскино» с американскими дистрибуторами будут объявлены во время кинорынка в Лос-Анджелесе в начале ноября.
В завтрашнем номере «Известий» — интервью с главой Венецианского биеннале Паоло Бараттой о том, за что он любит Российский павильон и зачем Венеции кинорынок.