Антикоррупционные эксперты объединятся


В скором времени в России, возможно, появится новая саморегулируемая организация специалистов по антикоррупционной экспертизе. По крайней мере, предложение об этом прозвучало на конференции торгово-промышленных палат (ТПП) России, прошедшей на этой неделе.
Закон об антикоррупционной экспертизе был принят еще в 2009 году, однако так и не стал эффективным инструментом в борьбе с мздоимством, отмечают специалисты. Законопроекты, выдвигаемые и принимаемые на самых разных уровнях власти, не выдерживают критики, когда речь идет об оставляемых в них коррупционных лазейках. В качестве примера председательствовавший на конференции вице-президент ТПП Саратовской области Сергей Леонов привел законопроект о внесении изменений в ст. 16 закона о регулировании алкогольного рынка, подразумевающих «запрет на продажу алкогольной продукции у проходных заводов, фабрик и других организаций, численность сотрудников которых составляет 100 человек».
— Это, конечно, не «казнить нельзя помиловать», но, тем не менее, классический пример юридико-лингвистической неопределенности, которая делает этот законопроект абсолютно неработоспособным, — отметил Леонов.
Низкую эффективность закона об антикоррупционной экспертизе отмечали многие. И проблема, по их словам, главным образом, кроется в самих его формулировках, которые никак не обязывают госструктуры реагировать на заключения экспертов. Экспертному слову не хватает веса, к их мнению не прислушиваются, уверен Максим Гребинюк, директор по праву агентства Московской ТПП по правовой и экономической защите бизнеса. В такой ситуации, считает он, экспертам имеет смысл объединиться в профессиональную ассоциацию — как это уже сделали аудиторы и оценщики, чьи сообщества функционируют давно и успешно.
Объединение дало бы еще один немаловажный бонус в виде повышения качества самой экспертизы, проводимой членами сообщества, — быть необъективным станет просто невыгодно.
— Риск исключения и ущерба деловой репутации будет существенным фактором для них, — сказал Гребинюк «Известиям».
С другой стороны, чтобы купировать возможность ангажированности эксперта со стороны бизнеса, нужно упорядочить и вопросы финансирования. В этом вопросе между членами торговых палат пока нет согласия: некоторые считают, что оно должно идти со стороны государства, некоторые — что необходимо создать систему грантов экспертному объединению, а государство может быть одним из грантодателей. Это, по их мнению, исключит ангажированность экспертов: непосредственным заказчиком выступит сообщество и оплатит экспертизу из собственного кармана.
Крайне важной специалисты назвали и гласность при проведении антикоррупционной экспертизы. Публикация заключений на сайтах торгово-промышленных палат и в СМИ и придание гласности ответным действиям чиновников не позволят замалчивать коррупциогенные факторы, выявленные экспертами, заявил «Известиям» Максим Гребинюк, аккредитованный антикоррупционный эксперт.
Дальнейшее продвижение готовых заключений до законодателя может осуществляться через органы прокуратуры или ТПП России. Однако с последней тоже не все так просто: по словам Гребинюка, вопреки ожиданиям местных палат, с чьей стороны, в основном, и исходит инициатива по латанию коррупционных дыр в законодательстве, она не проявляет должной инициативы и не использует в должной мере свой вес в обществе.
В этих условиях свое веское слово должен сказать бизнес — конечный адресат всей деятельности торгово-промышленных палат. Предприниматели должны подстегивать прохождение заключений по государственным инстанциям. И они же, уверен Гребинюк, должны инициировать проверку на коррупционную составляющую не только нормативно-правовых актов, но и локальных норм (ненормативных актов) — таких как приказы и инструкции, являющихся «основными факторами коррупции».