Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Из Суджанского района Курской области с 12 марта эвакуировали более 540 человек
Мир
Евросоюз отказался размораживать российские активы
Мир
Путин подписал указ об отъезде незаконно находящихся в РФ украинцев до 10 сентября
Мир
Парламент Эстонии не поддержал закрытие границы с Россией
Общество
МИЦ «Известия» и телеканал Al Mayadeen подписали соглашение о сотрудничестве
Общество
В Смоленской области задержали руководителя СИЗО № 1 за получение взятки
Мир
Переговоры представителей России и США пройдут в Эр-Рияде 24 марта
Мир
Путин поздравил Кирсти Ковентри с избранием на пост президента МОК
Мир
В Польше рекомендовали гражданам запастись едой и лекарствами на три дня
Мир
В ЕП сообщили о намерении немецкой партии ХДС возобновить поставки газа из РФ
Мир
В Польше возмутились пропагандой Бандеры среди проживающих в ЕС украинцев
Армия
Шойгу отметил совершенный уровень российского вооружения
Общество
В Якутии начали проверку после сюжета «Известий» о подмене младенца в роддоме
Мир
В МИДе указали на рост числа нежелающих поддерживать конфликт на Украине стран ЕС
Мир
Путин поделился с Лукашенко оценками ведущегося российско-американского диалога
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о попытке переодетого в бабушку боевика ВСУ выехать из Суджи
Общество
В Раздольном Северной Осетии в преддверии 80-летия Победы зажгли Вечный огонь

А если завтра Сирия?

Историк Станислав Хатунцев — о том, почему Совбезу не удалось договориться об интервенции в Сирию
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В последнее время на сирийском направлении вновь активизировалась Франция, имевшая в свое время мандат на управление этой страной и сохраняющая там (равно как и в Ливане) значительное политическое влияние, терять которое отнюдь не намерена. Не следует забывать, что во Франции живут и действуют многие видные противники нынешних дамасских властей и что президент Пятой республики (он же сокнязь Андорры) Франсуа Олланд первым из лидеров стран НАТО поставил вопрос об интервенции в Сирии.

Сейчас он буквально требует от сирийской оппозиции создать переходное правительство, обещая его немедленное признание Парижем. При этом месье Олланд, сохраняя верность «удачному» сценарию своего предшественника месье Саркози, говорит о создании в Сирии буферных зон, доступ в которые солдатам Б. Асада и лояльных ему формирований будет закрыт. Такие районы должны контролироваться силами оппозиции, там будет находиться «революционное» правительство и туда будет направляться иностранная помощь, адресованная повстанцам. Эту французскую инициативу вполне ожидаемо поддержала Турция, с которой у Парижа тем не менее имеются серьезные разногласия — по вопросам евроинтеграции, признания геноцида армян, политики на Ближнем Востоке и в Средиземноморском бассейне. Турецкий министр иностранных дел Ахмет Давутоглу, творец «неоосманизма» — международного курса Анкары, направленного на установление ее как минимум экономического доминирования на территориях, некогда входивших в состав Османской империи, 29 августа призвал ООН добиваться создания на территории Сирии «безопасной зоны» для размещения беженцев, покинувших свои дома из-за боевых действий.

По-видимому, эту необычайно «свежую» идею Франция от своего собственного лица хотела «продать» через Совет Безопасности ООН. Вчера Париж, заканчивающий свое председательство в этом авторитетном органе, созвал чрезвычайную встречу министров иностранных дел членов Совбеза. Однако проиграл затеянную им дипломатическую битву еще до ее начала, поскольку госсекретарь США Хиллари Клинтон и глава российского МИДа Сергей Лавров на встрече в Нью-Йорке не присутствовали. Таким образом, министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус не только не добился одобрения инициативы своего президента СБ ООН, но и не получил поддержку со стороны своего важнейшего союзника и решальщика всех международных дел — Вашингтона.

В то же время Обаму, сказавшего о возможности интервенции в Сирию в случае угрозы применения ее войсками химического и биологического оружия или даже его простой передислокации, Париж совместно с Лондоном поддержал, договорившись усилить поддержку вооруженной оппозиции правительству Асада.

Кстати говоря, по данным западных СМИ, для поиска этого оружия в Сирию переброшено несколько сотен бойцов спецподразделений стран НАТО, в том числе из Британии. Попозировали ребята в голом виде на камеры в поддержку незадачливого принца Гарри — и за дело: очередная страна исламского мира ждет демократизации.

Сотрудники различных спецслужб, подразделения спецназа — как западные, так и восточные — турецкие, катарские, действуют в Сирии давно, но вопрос полномасштабного вторжения туда в настоящее время, по-видимому, в повестке дня не стоит. Что и засвидетельствовало отношение США к франко-турецкой инициативе: по опыту Ливии известно, что создание «безопасных зон» является тактическим шагом к началу широкого иностранного вмешательства. Но пока такого рода вмешательство все еще выступает как орудие психологической, информационной войны против сирийских властей, их сторонников внутри страны и союзников за ее пределами. Думаю, что интервенция в Сирию имеет шанс начаться лишь в том случае, если армия Асада утратит свою нынешнюю боеспособность.

Когда она перестанет быть той масштабной и организованной силой, которой является сегодня, тогда по Сирии действительно могут быть нанесены авиаудары, а на ее территорию — войти войска Турции и, возможно, хотя весьма маловероятно, подразделения Саудовской Аравии, находящиеся сейчас у иорданских границ.

Но сирийская армия уровень своих спасительных для режима качеств пока еще сохраняет. Как пару дней назад сообщало информагентство «Сурия аль-Эн», правительственные формирования вытеснили повстанцев — «террористов и наемников» — из большей части кварталов, прилегающих к центру Халеба (Алеппо) — второго по величине города Сирии, являющегося ее экономической столицей. По сведениям этого агентства, вооруженные подразделения оппозиции покинули районы Зразир, Азизия, Инзарат, Сулеймания, но в руках боевиков все еще оставались районы Сальхин, Шаар, Масакин-Ханнано. В стратегическом плане контроль над Алеппо для противоборствующих сторон не менее важен, чем контроль над политическим центром страны Дамаском — именно союз с богатой суннитской буржуазией обеспечивал прочность и надежность режима правящей в Сирии партии БААС многие и многие годы.

С вооруженной оппозицией президентская армия, как видим, справляется довольно успешно. Ни дезертирство суннитов, в том числе высокопоставленных офицеров, ни помощь Сирийской свободной армии и джихадистам, воюющим против Асада, из-за рубежа к разложению его вооруженных сил не привели и, по всей видимости, не приведут до тех пор, пока в его распоряжении остается достаточный материальный и человеческий — в виде противников суннитской гегемонии в Сирии — ресурс для их пополнения. Следовательно, сохраняется возможность того, что и интервентам эти силы окажут сопротивление достаточное, чтобы привести к неприемлемым с точки зрения стандартов западных стран потерям личного состава с военной техникой. Так, сирийские силы ПВО, далеко не самые современные, но несравненно лучшие, чем у Ливии и многих других государств Ближнего Востока, недавно доказали, что могут сбивать самолеты западного — американского, производства, хотя бы F-4, «Фантомы». Уничтоженный войсками Асада летательный аппарат времен войны во Вьетнаме совсем недавно прошел довольно основательную модернизацию.

Таким образом, пока сирийская система ПВО существует как дееспособная, организованная структура, есть большой риск, что для авиации союзников небо этой страны будет не столь безоблачным, как небо менее чем год назад разгромленной Ливии.

Поэтому до сих пор враги Асада ставят не на масштабное внешнее вмешательство, а на истощение режима, разложение его изнутри и подрыв способности к сопротивлению как внутренним, так и зарубежным его противникам. Попытка расчистить пути для интервенции в Сирию, предпринятая Францией и Турцией, провалилась, о чем и свидетельствует результат чрезвычайного заседания Совбеза Объединенных Наций.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир