«Тату» были так популярны потому, что давали людям свободу»


Руководство телеканала «Культура» сняло с показа документальный фильм о популярной в начале 2000-х поп-группе «Тату». Режиссер
картины Виталий Манский сообщил «Известиям», что заперт на фильм его
удивил: телеканал сам выступил инициатором демонстрации и обсуждения ленты в
программе «Смотрим. Обсуждаем». По сообщению администрации телеканала, причиной
такого поворота стал закон о защите детей от вредной информации: певицы эксплуатировали
имидж лесбиянок; также в фильме содержится сцена, где продюсер
группы Иван Шаповалов вместе с пресс-секретарем группы Беатой Ардеевой курит
папиросу, предположительно — с марихуаной.
Демонстрация фильма была намечена на 4 сентября (закон о
защите детей от вредной информации и порноматериалов вступает в силу с 1
сентября).
Документальный фильм «Анатомия Тату» был снят в 2003 году и
неоднократно демонстрировался на российском телевидении, в том числе, как
сообщил «Известиям» Виталий Манский, в 2012 году.
Корреспонденты «Известий» попросили бывшую солистку «Тату» Юлию Волкову прокомментировать снятие фильма с эфира и другие запреты, с которыми поп-группа сталкивалась в прошлые годы.
— Насколько часто
«Тату» сталкивались с запретами?
— Были всякие истории с тем, что мы не можем обниматься на
сцене, целоваться, или даже держаться за руки, как это было в Абу-Даби. Не
знаю, тогда мне казалось, что мы можем делать всё, что мы хотим, поэтому
подобные запреты меня раздражали. Маленькая была. Сейчас я уже понимаю, что в
каждой стране свои законы, которые надо соблюдать. Но к этой истории это не
имеет никакого отношения.
— Что в фильме такого,
что могло бы нанести удар по нравственности? Какова ваша реакция на этот запрет?
— Я не думаю, что в фильме есть более шокирующие вещи, чем в
обычной программе Андрея Малахова. Не могу сказать, что меня сильно беспокоит
этот запрет. Да и давайте будем откровенны: сейчас все уходит в интернет,
телевизор всё больше и больше теряет позиции.
Но все же есть беспокойство: не превратимся ли мы в Китай в
этом плане, когда артисты должны будут выступать в скромных закрытых нарядах,
безо всяких танцев и «зажига». Я вообще считаю, что запрещать ничего нельзя. У
людей должна быть свобода самовыражения. Когда мы были в группе «Тату», мы
были так популярны именно потому, что давали людям ту самую свободу — нам
приходили сотни писем, в которых нам говорили спасибо именно за это.
— Что с вашей точки
зрения (в вашем жанре или вообще в искусстве) заслуживает запрета и можно ли вообще
что-либо запрещать в искусстве?
— Если запрещать наш фильм на канале «Культура» в 23 часа ради по каким-то причинам не спящих детей, то надо вообще все наше ТВ
подчистить. Не показывать, например, концерты Элтона Джона или группы Queen,
потому что Фредди вообще от СПИДа умер, а Элтон женился на мужчине. Ни в коем
случае не упоминать Рудольфа Нуриева. Телеканал «Культура» должен отказаться от
этого. Что уж говорить о Чайковском. И ни в коем случае не показывать фильмы,
начиная от «В джазе только девушки» до «Последнего танго в Париже». А другим
каналам, раз уж пошла такая пьянка, надо запретить показывать всю криминальную
хронику — ибо вот это уж, по моему мнению, всяко хуже, когда тебе каждый день
показывают, кто, где и от чего умер.
— Сергей Курехин
говорил: «Главное правило в искусстве — отсутствие любых правил». Вы согласны с
этим?
— Я считаю, что правила все же должны быть. Музыкант должен
делать качественный продукт. То же самое касается и актеров. Мы должны нести
ответственность за свою аудиторию, не допуская в своем творчестве фальши и лажи.
А запрещать людей по признаку сексуальной ориентации — это странно. Вообще, мне
кажется, проблема тут, конечно же, не в фильме.
Если детей (условных) посадить под стеклянный колпак, где
они будут сидеть в «счастливом» неведении, то, когда они все-таки узнают, что
такое секс, что такое однополая любовь, для них это может стать серьезным
шоком. И вообще, если государство боится за наших детей, пусть введет в каждой
школе по нормальному психологу, который будет работать с детьми и родителями,
чтобы одних учить общаться с другими и доносить до них такие вещи, а других —
нормально и адекватно воспринимать все отклонения от привычной картины мира.