«Русьимпорт» отказалась платить за уничтоженный грузинский коньяк


Один из крупнейших поставщиков и продавцов элитного алкоголя в России — компания «Русьимпорт» — не смог реализовать партию грузинского коньяка в 2006 году. Именно тогда вступило в силу скандальное распоряжение главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, запрещающее реализацию грузинского алкоголя в России в связи с неудовлетворительным качеством продукции. Партия коньяка завода «Давид Сараджишвили» общей стоимостью 76 млн рублей была уничтожена. Производитель в суде требует возместить ущерб. Из-за задержки выплат сумма иска составляет уже 120 млн рублей.
Судебные разбирательства начались в 2009 году. Суд удовлетворил требования грузинской компании, не признав обстоятельства уничтожения партии форс-мажорными. Но на днях «Русьимпорту» удалось добиться пересмотра дела. Первое судебное заседание состоится в сентябре.
Российская сторона категорически отказывается оплачивать партию коньяка, так как в 2006 году она была обязана ее уничтожить. Поставщика, уличенного в торговле товаром ненадлежащего качества, могут лишить лицензии на закупки, поставку и хранение алкоголя.
— Мы считаем, что некачественную продукцию мы оплачивать не обязаны. В письме Онищенко было написано, что грузинский алкоголь не соответствует санитарным нормам, все сертификаты аннулированы. Без сертификата качества мы не могли вернуть алкоголь грузинской компании, — объяснили в «Русьимпорте».
Грузинская компания передала права требования долгов российскому ООО «Капитал Хаус» — комментарий от него получить не удалось.
По мнению директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, российская компания должна выиграть новый этап судебного разбирательства, поскольку в аналогичной ситуации оказались все российские поставщики.
— Это были обстоятельства непреодолимой силы, связанные с государственной политикой. Решение Онищенко нанесло огромный ущерб экономическим отношениям между странами. Многие российские компании вкладывались в развитие винодельческой отрасли Грузии, покупали там заводы. Масса грузинских и российских компаний разорились после этого распоряжения, — сказал эксперт.
Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе объяснил, что по международному коммерческому арбитражному праву с момента пересечения товаром границы риск ложится на импортера, то есть на компанию «Русьимпорт». Но если суд признает наличие форс-мажорных обстоятельств, носивших политический характер, проигравшая сторона сможет призвать в качестве ответчика государственные органы. Трапаидзе считает, что в связи с вступлением России в ВТО такой иск будет иметь большую перспективу.
Роспотребнадзор до сих пор не снял запрет на продажу грузинского алкоголя и минеральной воды «Боржоми».