Анна Чичерова: «Перед прыжком пела гимн России»


В Лондон Анна Чичерова ехать боялась. Более того, она даже официально завершила карьеру, родила ребенка. Но не смогла сидеть дома и вернулась в большой спорт, чтобы завоевать золото Олимпиады.
— Когда готовились к Пекину, все было по плану, все было хорошо. Сейчас готовились через травмы, через преодоление. Восстанавливались после родов — и вот оно, золото. Весь секрет в трудностях?
— Не думаю, что это и есть рецепт. Но после Пекина я была очень расстроена. Очень хотелось выиграть тогда, но не получилось. И потом решила всё — пора заниматься семьей. И ушла из спорта. Но потом просто стало скучно. Вернулась на стадион и не смогла даже минимальную высоту взять. Казалось, что тело уже не мое и снова прыгать не смогу. Но поставила себе цель — и вернулась. Спасибо огромное моей маме, которая сильно помогла. И эта золотая медаль — вымученная, выстраданная. Весь подготовительный сезон был скомканный, все шло не по плану. Да еще и травма крестца. Мне даже пришлось заменить занятия со штангой — травма мешала ходить в качалку. Но нашлась замена — купила аппарат, который давал электрические импульсы в мышцы и заменял силовые упражнения.
— И даже несмотря на все эти трудности, ехали только за золотом?
— Может, сейчас это и нескромно прозвучит, но я ехала побеждать. Любая другая медаль была бы провалом. Надо было добиться золота именно здесь и сейчас. Понимаете, мне уже 30, и другого шанса, скорее всего, не будет. Четыре года до Рио — слишком серьезный срок. В связи с этим напряжение было слишком сильным. Но я выдержала и получила то, о чем так мечтала.
— Перед прыжками у вас был такой грозный вид, словно вы готовы порвать всех на своем пути. А после одной из попыток, причем еще не победной, просто расплакались.
— На 203 см прыгнула. И все напомнили об этом. Даже Лена Исинбаева встретила и говорит: «Что ты разревелась, тебе еще биться и биться, все впереди». Но я была в таком напряжении, что уже ничего не соображала. Я действительно шла на соревнования как на последний бой. Только мои близкие знают, чего мне это стоило. Слезы, неуверенность. Но знала, что медаль уже посчитана, знала, какая ситуация была в общем зачете, и просто не могла иначе. И я знала — буду прыгать столько, сколько нужно до победы, чего бы мне это ни стоило. И когда взяла высоту 203 см, пришло понимание, что с моей спиной нужно брать высоту только с первой попытки. Тело уже не выдержит повторов. И эту высоту взяла, перешла на два ноль пять. И вот тут уже была психология. Из конкурентов на тот момент никто эту высоту никогда не брал. Остальные вылетели, и остались только те, кто впервые пробовал взять эту высоту.
— Неужели такая математика в голове? Полный стадион, ажиотаж, а вы знаете, кто какую высоту может взять и все исторические справки?
— Это уже автопилот. Но понимаю, что 203 взяла и это гарантирует медаль. В итоге 205 взяла все равно со второй попытки. И меня было уже не достать.
— Очень красивая история борьбы с сантиметрами.
— Я вас разочарую, но я боролось только с самой собой и своими эмоциями. Сначала нужно справиться с собой и только потом с планкой. Соревнования — всегда праздник, вишенка на торте тяжелых усилий и изнурительных сборов. Но не все могут с этим справиться.
— Мы все знаем, что Анна Чичерова — самая эмоциональная спортсменка. Плачете, кричите. И прыгаете.
— Хватает сил контролировать себя до прыжка. А потом это уже стихия. Я не контролирую себя. И не всегда помню, что делала после прыжка.
— А когда делали свой главный прыжок, вы пели гимн. Способ настроиться?
— Этого я тоже не помню. Потом только в записи поняла, что правда пела гимн. Но поверьте, для меня движущая сила — патриотизм. Потом это было забавно пересматривать. Я спела гимн, сняла разминочный костюм и пошла на попытку. И мне это помогло. Удачный прыжок, который и стал решающим в итоге. Но у меня было столько преодолений, что сейчас я точно знаю цену своей победы.
— И теперь Рио?
— Я не говорю — нет. Но и не могу сказать — да. Я абсолютно точно буду готовиться к чемпионату мира в Москве через год. И останется еще три года до Олимпиады в Рио. Так что не исключаю, что за это время второй раз стану мамой. Но точный ответ даст только мой организм. Только он решает, на что я способна.
— С вашим послужным списком в Рио можно ехать даже туристом. Получить удовольствие и не прыгать выше головы. Бронза Олимпиады есть, золото теперь тоже. Может, замахнуться на серебро и стать полным кавалером олимпийских наград?
— Ну уж нет. Если ехать, то только за победой. И если буду понимать, что победить не смогу, уступлю дорогу молодым.
— Вы много внимания уделяете патриотизму. Говорите про медальный план, настрой домохозяек перед телевизором. Всех это отвлекает, а вы смотрите на Олимпиаду свысока и пытаетесь выиграть сразу общий зачет.
— Разве это плохо? Мы приехали в Лондон не сразу. Первые дни Олимпиады смотрели по телевизору и знали ситуацию со стороны. Сидели на сборе в Новогорске и ужасались, когда видели общий зачет. Мысль была одна: надо исправлять ситуацию. Быстрее в самолет. И все, что зависело от меня, сделала.