Нелегальных извозчиков пугают рейдами и штрафами


Петербург находится на шестом месте в стране по количеству выданных разрешений на оказание таксомоторных услуг — только шесть тысяч таксистов северной столицы имеют право перевозить пассажиров и багаж на территории города. По количеству разрешений в расчете на 100 тысяч жителей город и вовсе где-то в пятом десятке. Эти цифры были озвучены на II Всероссийском съезде таксистов, который прошел в Петербурге в конце прошлой недели. Официальные перевозчики считают, что причина неразвитости рынка — отсутствие регионального законодательства и засилье нелегальных перевозчиков.
— Пока две трети рынка будут занимать «бомбилы», о защите интересов легальных такси не может быть и речи, — отметил заведующий кафедрой «Автомобильные перевозки» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Норайр Блудян. Общероссийская ситуация сегодня действительно отличается от планов, которые строили в Госдуме, принимая весной 2011 года первый федеральный закон «О такси», — из полутора миллионов работающих в стране таксистов до сих пор лишь 213 тысяч получили разрешение на ведение этой деятельности. То есть только 20% всех перевозок в России совершается легально.
— К сожалению, сегодня нелегалом быть по-прежнему выгоднее, чем работать официально, — прокомментировал это первый заместитель председателя Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель правления ассоциации «Национальный совет такси» Вячеслав Лысаков. — Штрафы за нарушение регламента работы для легальных перевозчиков сегодня доходят до 50 тысяч рублей, тогда как «бомбила» может быть оштрафован максимум на пять тысяч. В некоторых городах эта сумма меньше выручки за одну его рабочую смену. Одна из важнейших задач для нас — ужесточить ответственность за нелегальный извоз, перенеся тяжесть штрафов на нелегалов. Если им за работу без разрешения будет грозить конфискация автомобиля или ощутимый штраф в 15-20 тысяч, то многие откажутся от такого риска. Госдума до конца года планирует разработать соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях.
Основной задачей съезда было обсуждение проекта концепции «Основ государственной политики в области таксомоторного обслуживания населения регионов Российской Федерации», разработкой которого занимается «Национальный совет такси». Но перевозчики, съехавшиеся из 61 региона России и четырех стран СНГ, говорили в основном о конкретных проблемах, с которыми они сталкиваются в работе.
— В этом году мы почувствовали, что власть озаботилась нашими проблемами, но пока для полноценной работы рынка такси сделаны слишком маленькие шаги, — отметил в беседе с «Известиями» директор коммерческого департамента «Петербургского такси 068» Виктор Соловьев. — Петербург, на мой взгляд, все-таки отстает от нужных темпов — у нас до сих пор не принят региональный закон о такси. Петербургское законодательство в этой сфере больше похоже на регламент выдачи разрешений. Часть важных полномочий в сфере регулирования работы такси уже передана от федеральной власти регионам. Ведь у каждого города есть своя специфика, нужно делать поправку на мосты, на то, что Петербург — морские и воздушные ворота в Россию для европейцев, на сложившийся круг перевозчиков.
Пока в борьбе за честный рынок петербургские легальные таксисты действуют своими силами — вместе с комитетом по транспорту проводят рейды по выявлению нелегалов-частников. За этот год было проведено более девяти рейдов, к которым также подключились сотрудники УФМС — участники ловят у обочины машину, указывают водителю адрес сборного пункта, а на месте его встречают сотрудники транспортной полиции, которые проверяют его документы.
— Штрафы, которые начисляют нелегалам, незначительны — до пяти тысяч рублей. Важнее то, что их лишают транспортного средства до решения суда — это на них действует, — добавляет Виктор Соловьев. — Возможно, такие рейды не избавят нас от выходцев из южных регионов на старых «девятках», но петербуржцы и жители области задумаются, прежде чем выезжать ночью «побомбить».