В Русском музее показали многоликость Владимира Корбакова


Наследие народного художника России Владимира Николаевича Корбакова огромно. За 60 лет творческой деятельности он написал бесчисленное количество картин, ходят слухи о тысяче, но точное количество никто назвать не может. Большинство работ Корбаков подарил своему родному городу — Вологде. Там же находится целый музейно-творческий центр, названный в его честь, и мало кто из ныне живущих живописцев может похвастаться таким почтением современников. Экспозиция Русского музея посвящена большому юбилею — недавно мастер отметил свое 90-летие.
— Год назад руководство Вологодской области обратилось к банку «ВТБ» за спонсорской помощью в создании юбилейной выставки. Мы не могли не откликнуться — все-таки дата выдающаяся. Кроме того, наш банк имеет более чем десятилетний опыт плодотворного сотрудничества с Русским музеем — за это время было реализовано большое количество самых разных проектов, — рассказал «Известиям» старший вице-президент ОАО Банк ВТБ Юрий Левченко, добавив, что подготовительная работа началась год назад.
Выбрать из сотен разнообразных полотен самые важные, самые фундаментальные, а главное, отвечающие духу грандиозной даты, — задача, перед которой была поставлена Тамара Чудиновская, куратор новой выставки. Она рассказала «Известиям», что концептуальный стержень экспозиции решили выстроить на автопортретах Владимира Николаевича, которые он писал на протяжении всей своей жизни. Им посвятили целый зал.
Сложно предположить, как человек, всю жизнь работавший в рамках советской художественной системы, будучи уже в почтенном возрасте, смог запросто вникнуть и живо заинтересоваться актуальным искусством. Его красочные постмодернистские фантазии прикидываются всеми мыслимыми жанрами художественного искусства XX века. Корбаков — экспрессионист, сюрреалист, кубист, примитивист, абсурдист и далее по списку. Художник принимает стили великих мастеров как бы полушутя, меняя их, как маски, пропуская сквозь себя всю историю искусства последнего столетия.
Первое впечатление от выставки — это не мог написать один человек.
Владимир Николаевич видит себя то шутом, то добродушным старцем в цветущем саду, то угрюмым босхианским троллем. Самый удивительный автопортрет — «На привязи». На нем Корбаков изобразил себя носатой собакой, сидящей в ассамбляжной деревянной будке посреди памятного мусора — монет, бумажных ошметков и рыбьих позвоночников. Это «привет» акционисту Олегу Кулику, шокировавшему в девяностых европейских горожан перформансом «Человек-собака», во время которого он передвигался по людным улицам голышом, на четвереньках, громко гавкая на прохожих. Корбаков обращается к новейшим тенденциям современности, преломляя их на собственном холсте в ослепительную мегаломанскую красочность.
Всю боль собственного поколения Корбаков заключил в автопортрете «Украденная Победа» 1995 года. Владимир Николаевич — ветеран Великой Отечественной войны, награжденный орденом Славы третьей степени и орденом Отечественной войны. Он ушел на фронт добровольцем в 1941-м, а спустя год, будучи командиром отделения, был тяжело ранен в руку и перенес четыре сложнейших операции в военном госпитале. После чего снова вернулся на фронт, где воевал до Победы.
Спустя 50 лет он изобразил себя распятым георгиевскими лентами на огромном красном кресте. Почетные ордена прибиты прямо к распахнутой груди, а из ран струится кровь. Корбаков рассказал, что этой страшной картиной он хотел показать всю боль своего поколения — поколения фронтовиков, которые отвоевали свободу, но не получили от потомков благодарности. «Нас уже очень мало, всего какие-то жалкие тысячи. Однако сейчас у некоторых моих знакомых, прошедших всю войну, нет даже собственной квартиры!» — поделился художник с «Известиями».
Живость, с которой Корбаков воспринял постперестроечное свободное время, восхищает многих. Даже куратор выставки призналась, что в девяностые Владимир Николаевич как будто помолодел и ушел от понурой советской школы в красочные фантасмагорические миры. На экспозиции это видно — «суровый стиль» семидесятых, аккуратные импрессионистические пейзажи и натюрморты спустя десятилетие переродились в карнавал художнического остроумия. В своих работах Корбаков словно беседует с кумирами — изображая, цитируя, переосмысливая в разных пропорциях то Ван Гога, то Шагала, то Сальвадора Дали. Именно в возрасте 90 лет у Корбакова наступил зенит художественной фантазии. Сейчас мастер говорит, что очень любит «похулиганить» — и не поверить ему невозможно.
— Я очень люблю настоящую живопись. А что значит настоящая живопись? Это цвет, пластика, страсть и абсолютная свобода. Настоящему художнику не должны мешать никакие авторитеты! Я вкладываю в свои картины очень много энергии и хочу, чтобы зритель во время просмотра получал этот огромный заряд. Я хочу, чтобы моя страсть бросалась на зрителя прямо с холста, — рассказал художник «Известиям».
Два года назад Корбаков соорудил свое собственное «солнце». Эта картина так и называется — «Мое солнце». На ней яркие кляксы и разноцветные куски декоративной бумаги. А прямо по центру приклеена настоящая использованная палитра, которую обрамляют выжатые тюбики масляной краски вместе с кисточками-лучами. И просто, и пронзительно, и многообразно — при помощи этих инструментов настоящий мастер может с легкостью расцветить наши суетные будни.