Киргизский парламент оставил страну без правительства


Две из четырех партий широкой коалиции киргизского парламента, формировавшей состав кабинета министров, объявили о переходе в оппозицию. Согласно киргизской конституции, этот шаг партий «Ар-Намыс» и «Ата-Мекен» влечет за собой отставку всего правительства, включая его главу — премьер-министра Омурбека Бабанова.
Министры пока сохраняют свои посты, но с приставкой «временно исполняющий обязанности», и депутаты не скрывают планов сместить их с должностей, начав с премьера.
Собственно, именно недовольство премьером Бабановым и желание вытеснить его с премьерского поста вынудили проправительственные партии покинуть коалицию, тем более что сами парламентарии ничем не рискуют. Ведь по закону перевыборы депутатов назначаются лишь в случае, если им трижды не удалось сформировать новую коалицию и назначить новый состав кабинета.
— По конституции президент должен отдать одной из партий мандат на формирование коалиции, если у нее это не получится, то передаст другой, потом третьей. Но сейчас ни президент Атамбаев, ни сами депутаты не заинтересованы в досрочных выборах. Так что развал коалиции, очевидно, преследовал цель сместить Бабанова, — пояснил «Известиям» главный редактор бишкекского аналитического издания «Общественный рейтинг» Эрик Исраилов.
По его словам, властной элите не нравились растущее влияние премьера и его самостоятельность в принятии решений о сотрудничестве с иностранным бизнесом, что шло вразрез с интересами тесно аффилированных с местными политиками коммерсантов.
Эрик Исраилов напоминает, что премьер Бабанов вот уже несколько месяцев подвергался «постоянному прессингу со всех сторон», целью которого, очевидно, было вынудить его уйти в отставку по собственному желанию.
Кульминацией этого прессинга стало привлечение Госкомитета национальной безопасности к выяснению обстоятельств получения премьером коня в дар от турецкой строительной компании «Серка». Депутаты заподозрили, что животное было взяткой, данной в обмен на получение выгодного контракта, а стоимость коня, прикинули парламентарии, может превышать $1 млн.
Но премьер все нападки выдержал и по собственному желанию не ушел, поэтому и была разыграна карта развала коалиции.
— Понятно, что без участия президента Атамбаева здесь не обошлось. Он, по крайней мере, был в курсе готовящегося демарша. Бабанов за год работы премьером сумел нажить врагов со всех сторон. И это не могло не мешать президенту. Да и вообще такого рода вопросы без участия первого лица не решаются, — сообщил «Известиям» генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев.
Эксперт отметил, что отставка правительства, с которым российские чиновники уже согласовали скорейшее подписание целого ряда межгосударственных договоренностей, может поставить крест на планах развития сотрудничества между двумя странами. Ведь если правительство Бабанова готово было сотрудничать с Москвой как в экономической, так и в военных сферах, то нет никаких гарантий, что эту готовность будет разделять и новый кабинет. Тем более что пока нет никакой ясности, кто в него войдет.
— В Киргизии формирование правительства — это закулисная игра с непредсказуемым результатом. Сейчас в Бишкеке называют то ли семь, то ли восемь первоочередных кандидатов на место премьера. И по моему опыту могу сказать, что скорее всего пост получит тот, кто будет больше обещать политическим элитам, — пояснил Сергей Михеев.
Эксперт считает, что наибольшее рвение на пути к посту премьера готов проявить Феликс Кулов, при свергнутом президенте Бакиеве уже занимавший пост главы правительства. В 2006 году Кулов обвинил власти в тесной связи с криминалитетом и покинул премьерское кресло. Однако после свержения Бакиева он вернулся в политику с четкой, как считает Сергей Михеев, установкой вновь возглавить правительство.