Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Белоусов поставил на контроль строительство нового здания штаба Каспийской флотилии
Происшествия
Порядка 30 домов повреждены в Энгельсе в результате атаки БПЛА
Спорт
Фетисов назвал идею игры сборных КХЛ и НХЛ продуманным шагом Путина
Мир
Трамп указал на необходимость поддерживать отношения с РФ
Общество
МИЦ «Известия» и телеканал Al Mayadeen подписали соглашение о сотрудничестве
Мир
Шошоакэ назвала причиной своего недопуска к выборам президента Румынии поддержку Путина
Армия
ВС РФ нанесли удар по воинскому эшелону с боеприпасами и вооружением ВСУ
Общество
Жителя Бердянска приговорили к 14 годам лишения свободы за госизмену
Общество
Четверым обвиняемым по делу о теракте в «Крокусе» продлили арест на два месяца
Авто
В России спрогнозировали падение продаж новых автомобилей
Общество
Праздник выпускников «Алые паруса» в 2025 году пройдет 28 июня
Мир
Путин поддержал усилия руководства Сирии по скорейшей стабилизации обстановки в стране
Общество
Средний чек россиян в ресторанах и кафе вырос на 13%
Мир
Еврокомиссия перевела Украине очередной транш помощи в размере €1 млрд
Мир
В Роспотребнадзоре исключили распространение лихорадки Оропуш в России
Общество
В СК РФ зафиксировали доказательства атаки дронов ВСУ по жилью в Курской области
Армия
ВСУ потеряли на белгородском направлении четыре танка и 19 бронемашин

«Лабиринт» украсили раздвижной крышей

В продолжение знаменитой оперы Моцарта вложено €600 тыс.
0
«Лабиринт» украсили раздвижной крышей
Фото предоставлено пресс-службой Зальцбургского фестиваля
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Зарастро и Папагено, Царица Ночи и Три Дамы — любой знаток оперы, услышав эти имена, скажет, что речь идет о «Волшебной флейте» Моцарта. Но спектакль, показанный во дворе зальцбургской резиденции, — это не Моцарт, хотя его герои и носят знакомые по «Волшебной флейте» имена. Музыка же лишь местами напоминает хрестоматийные мелодии австрийского гения. Гораздо ближе к первоисточнику сюжет.

Оперу «Лабиринт, или Борьба с элементами» написал немецкий композитор Петер фон Винтер (1724–1825), а либретто к ней — тот же Эмануэль Шиканедер (1751–1812), что сочинил и либретто «настоящей» «Волшебной флейты» и даже спел партию Папагено на премьере. 

К моменту создания «Лабиринта» Винтер — всего тот создал около полусотни опер — уже был знаменитым автором. Его зингшпиль «Прерванное жертвоприношение» игрался на европейских подмостках более ста лет. «Лабиринту» повезло меньше — он прошел после премьеры всего 67 раз, обычно его исполняли на следующий вечер после моцартовского шедевра.

Такова незавидная судьба многих продолжений «Волшебной флейты», которых в свое время хватало и которые почти ничем не запомнились. Винтер, скорее, исключение, но и о нем вспомнили уже в конце ХХ века, когда наконец-то издали партитуру и либретто.

Оркестр Моцартеума под управлением Айвора Болтона извлекает из нот все возможное. Самые сильные в музыкальном отношении сцены — хоровые (в спектакле занят Баховский хор Зальцбурга). В остальном интересны скорее цитаты и обработки мелодий из первоисточника, чем собственные идеи Винтера.

В Зальцбурге «Лабиринт» играют во дворе бывшей резиденции архиепископа (в его покоях сейчас фантастической красоты музей, этажом выше — богатейшая картинная галерея). Режиссер Александра Лидтке поставила спектакль с простодушно-детским настроением: много забавных сцен, хотя и на силах зла времени не экономят.

Под руководством Царицы Ночи (ее поет Юлия Новикова, окончившая в свое время Петербургскую консерваторию) они пытаются расстроить свадьбу Тамино (впечатляющий Михаэль Шаде) и Памины (Малин Хартелиус) и вернуть нерадивую дочь матери. В многочисленных интригах участвуют знакомые по первоисточнику персонажи, среди них лишь пара новых — король острова Пафос Тифей (Клеменс Унтеррайер) и бессловесная служанка-мавр Гура. Вредный Моностатос (Клаус Кутлер) соблазняет ею ветреного Папагено (Томас Тацль очаровывает не только голосом, но и драматическими способностями).

Все кончается хорошо, как и положено в опере-сказке, пусть и написанной франкмасоном. О масонских истоках напоминает второе название «Лабиринта», а также его некоторые сюжеты, связанные, например, с испытанием огнем и водой. Позже Шиканедер, один из самых интересных персонажей своей эпохи, создал еще несколько либретто, пытаясь повторить успех «Волшебной флейты». Но ни одно из его последующих творений не сровнялось с первым опытом.

Тем не менее зальцбургский «Лабиринт» получился зрелищным — во многом благодаря художнику. Раймунд Орфео Фойгт поставлен в невыносимо тяжелые обстоятельства. Замкнутый с четырех сторон двор резиденции — памятник архитектуры, здесь лишнего шагу не ступить. Решение было найдено эффектное, бьющее в буквальном смысле слова не в бровь, а в глаз. Фойгт выстроил на сцене другую, меньшую сцену, и получился театр в театре. А еще возвел огромную стену из лампочек. Их переливы и мигание и определяют настроение спектакля.

Впрочем, устроители считают не менее важным и другое техническое новшество. Специально к открытию фестиваля этого года над двором резиденции построили раздвижную крышу. €600 тыс. — и артисты с публикой спасены от дождя.

Новинка доставляет всем так много радости, что крышу разворачивают даже в те вечера, когда над Зальцбургом кристально ясное небо. Это слегка портит перспективу Памине, путешествующей по ходу действия на облаке, зато позволяет зрителю лишний раз убедиться в торжестве человеческого разума. Шиканедер был бы доволен.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир