Патриарх Кирилл благословил польскую «церковь меньшинства»


Патриарх Кирилл в день Преображения, 19 августа, отслужил праздничную литургию на священной для поляков горе Грабарке, где находится православный Марфо-Мариинский женский монастырь.
В каждый из четырех дней визита в Польшу патриарх Кирилл общался с православными: в храме Марии и Магдалины в Варшаве, в храмах Белостока и Гайновки, в Супрасльском мужском монастыре. Десятки тысяч человек приехали на праздник Преображения на святую гору Грабарку: даже вдали от места, где шло патриаршее богослужение, тут и там сидели на траве или стояли люди с горящими свечами, с деревянными крестами самых разных размеров. Можно купить за 50 злотых (примерно 500 рублей) небольшой крест в церковной лавке, но многие делают их своими руками.
— Мы приезжаем сюда каждый год, часто на неделю раньше или позже Преображения, чтобы не попасть в толпу, — пояснила «Известиям» жительница Варшавы, преодолевшая почти 200 км пути к святой горе. — В этот раз решили увидеть русского патриарха и получить его благословение. Думаю, теперь католики должны смотреть на нас, как на равных, а не чуть-чуть свысока: к ним приезжает папа римский, а к нам приехал патриарх самой большой православной церкви современного мира.
Крест, освященный патриархом на Грабарке 19 августа, лишь блеском свежеполированного дерева отличается от тысяч уже установленных здесь крестов. Он стоит у алтаря Преображенского храма рядом с таким же, но уже потемневшим с 2010 года крестом Константинопольского патриарха Варфоломея.
— Для нас Грабарка — это Фавор (то есть гора Преображения. — «Известия») в Польше, — сказал предстоятель РПЦ. — Здесь нет никаких рукотворных шедевров, но тысячи верующих людей чувствуют тут присутствие благодати.
Поляки приносят на гору кресты с начала XVIII века: тогда они спасались молитвами и святой водой из местного источника от эпидемии смертельной болезни.
— Мы несем сюда личные кресты и кресты нашего общества, людей верующих и неверующих, — сказал митрополит Варшавский Савва на празднике.
Среди людского моря на Грабарке было очень много молодежи — и организованной, в форменных футболках, и «самостоятельной», объединенной только праздничным настроением.
Даже если кто-то снисходительно напоминает Польской православной церкви, что в ней примерно 500 тыс. прихожан (считая русских, украинских и белорусских иммигрантов), в то время как католиков в стране 33,6 млн, христиане разных конфессий живут мирно.
— Мы одну молитву «Отче наш» читаем и перед одним Богом предстанем, у нас много смешанных браков, — поясняла «Известиям» католичка, пришедшая встречать патриарха в Супрасльский мужской монастырь.
Главной заслугой Польской православной церкви патриарх Кирилл назвал то, что «будучи Церковью меньшинства, она стала заметной, важной, нужной частью религиозного ландшафта страны». Об этом предстоятель РПЦ говорил не только на рабочей встрече с польскими православными архиереями, но и при большом стечении народа в православных храмах Польши.
— Опыт жизни православных в качестве меньшинства важен и для нашей молодежи, потому что сегодня в секуляризированных обществах христиане становятся в каком-то смысле меньшинством, — сказал патриарх польским архиереям. — У нас должна быть прививка от комплекса меньшинства — нужно ясно понимать, что пребывание в меньшинстве не означает ущербности.
Митрополит Варшавский Савва рассказал патриарху, что Польская православная церковь «стабильна, а проблемы у нее — такие же, как и у всех»: из-за экономического кризиса молодежь уезжает из родных мест в поисках заработка, причем нередко за границу; в деревнях остаются только старики, а храмы стоят, и их нужно содержать.
— Мы не ослабеваем, стараемся быть бдительными и бороться за каждую душу, — сказал митрополит Савва.
В Варшаве, например, создается православный культурный центр с храмом Кирилла и Мефодия — патриарх подарил для него иконостас. По воскресеньям в варшавском храме святой Марии Магдалины совершают три утренние службы подряд и на каждой церковь наполняется.
Проблемы у польских православных возникают не с католиками, а с униатами (подчиняющимися папе римскому, но служащими по восточному обряду).
Епископ Горлицкий Паисий рассказал «Известиям», что в Перемышльской епархии, где он служит, всего 2 тыс. православных, при этом 36 храмов, и униаты иногда силой или через суд изгоняют православных из их церквей.
— После подписания послания о мире между поляками и русскими я сказал католическим епископам: если вы не хотите войны между православными и униатами, наведите порядок в униатской церкви, — рассказал епископ. — Но униаты хоть и должны подчиняться папе римскому, но католических епископов Польши не слушают.