Авиаторов-любителей начали штрафовать на сотни тысяч рублей


Пилота-любителя, который весной «подрезал» президентский вертолет, оштрафовали всего на 2 тыс. рублей. Штрафы увеличатся, и теперь нарушителям использования воздушного
пространства придется заплатить сотни тысяч, пообещал в интервью «Известиям» замглавы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Владимир Черток.
— Недавно на коллегии Ространснадзора говорилось о
росте числа авиакатастроф за первую половину 2012 года в 1,75 раза. Чем
вы это объясняете?
— Необходимо напомнить, что увеличение
катастроф произошло только в авиации общего назначения, а не во всей гражданской авиации. Этот
рост свидетельствует о некачественной подготовке частных пилотов, об
игнорировании и нарушении ими существующего воздушного законодательства.
— Что это за нарушения?
— Большинство из них связаны с использованием так называемой зоны G, в которой разрешен
уведомительный порядок полетов. Частники летают там, не предупреждая соответствующие авиационные власти. В первую очередь уведомление о маршруте необходимо для того, чтобы наземные
службы могли дать авиатору информацию о резком изменении погоды на маршруте, а также оперативно обеспечить поиск и
спасение в случае чрезвычайной ситуации.
— Чем заканчиваются такие ситуации?
— На
прошлой неделе в Тамбовской области разбились шесть человек на воздушном шаре. Если
бы хозяин шара предупредил наземную службу о вылете, он бы получил информацию о погоде, катастрофы можно было бы избежать. Уведомление нужно и для
аварийно-спасательного обеспечения, чтобы в случае ЧП было понятно, где искать
самолет. Иначе получается, как с Ан-2 в Свердловской области, который улетел
с гаишниками в неизвестном направлении. На его поиски уже потрачено 30 млн рублей. Часть людей,
задействованных в поисках, теперь лечится от укуса клещей.
— Какое наказание ждет нарушителей, будет ли оно ужесточено?
— Штрафы
за нарушение воздушного пространства уже подняли до 300 тыс. рублей. Недавно
был выписан первый такой крупный штраф на Дальнем Востоке, где пилот
поднялся в воздух без разрешения.
— Какие нарушения обычно встречаются на авиапредприятиях?
— Главная
беда — экономия на
безопасности. Массово нарушаются режимы труда и отдыха на авиапредприятиях. Не
соблюдаются требования к системе организации безопасности полетов. Например, в печально
известной компании «Як-Сервис», на самолете которой разбилась ярославская
хоккейная команда «Локомотив», не было ни одного собственного инспектора по
безопасности, следящего за подготовкой пилотов. Когда были расшифрованы данные о
последних полетах этих
летчиков, то выяснилось, что им не хватало опыта и навыков управления Як-42. Они лишь случайно не разбились раньше. Их нужно было в срочном порядке отправлять переучиваться.
— Хватает ли инспекторам полномочий, чтобы наказывать нарушителей?
— Инспекторы имеют право
беспрепятственного доступа на все транспортные объекты. В случае выявления
нарушений инспектор может приостановить движение любого транспортного средства
или деятельность
предприятия на 90 суток. Плановые проверки по авиационной
безопасности мы можем проводить не чаще одного раза в два года, а по транспортной безопасности — защищенность объектов от актов незаконного
вмешательства — не чаще одного раза в год.
Есть проблема с людьми. Общая
численность службы на всех
видах транспорта — около
5 тыс. человек,
на которые
приходится 600 тыс. субъектов надзора на транспорте. Поэтому в первую очередь мы акцентируем внимание на
наиболее проблемных компаниях.
— А есть черный список таких компаний?
— Черного
списка нет, но мы осуществляем постоянный мониторинг и стараемся вносить в
планы проверок проблемные предприятия, на которые поступали жалобы и где
происходили инциденты.
— Как вы оцениваете защищенность аэропортов и других транспортных объектов от терактов?
— После
теракта в московском метро в марте 2010 года в России была принята Комплексная программа обеспечения безопасности
населения на транспорте. Все объекты воздушного транспорта и
транспортные средства подлежат категорированию. После этого владельцы объектов
и транспортных средств с
привлечением
специализированных экспертных организаций оценивают их уязвимость. На основании этой
оценки уязвимости предприятие разрабатывает план обеспечения безопасности на
объектах воздушного транспорта и транспортных средствах. Все крупные аэропорты и
авиакомпании эти процедуры
уже прошли, однако сотни тысяч небольших предприятий уклоняются от этого. На
сегодняшний день получили категорию лишь 10% транспортных предприятий.
— Почему руководители предприятий саботируют закон о транспортной
безопасности?
— Они
не хотят брать на себя ответственность за безопасность. Работы по
технической и физической защите объекта должны выполняться силами собственника, а это снижает прибыльность бизнеса.
— Сколько реальных угроз удалось предотвратить?
— Каждое
нарушение — это уже угроза. Уместнее говорить о профилактике угроз. В основе
выполнения этой задачи должны лежать два элемента: охранные мероприятия и
информационная система, которая позволит заранее уведомить о предстоящей
угрозе, распространить необходимую информацию, контролировать работоспособность
всей системы обеспечения
безопасности объекта.