Ульрих Зайдель рассказал о европейском секс-туризме


На российские экраны выходит «Рай: любовь» — первая часть трилогии знаменитого австрийского режиссера, одного из самых радикальных кинематографистов Европы, Ульриха Зайделя. Следующие два фильма будут называться «Рай: вера» и «Рай: надежда».
Премьера первой картины состоялась в мае этого года в Канне. Следующая часть появится уже в сентябре на Венецианском кинофестивале. Такая скорость объясняется просто: изначально Зайдель собирался снимать фильм о поисках любви тремя женщинами: двумя сестрами, которым за 50, и 20-летней дочерью одной из них. Но материала оказалось так много, что хватило на целую трилогию.
Со всем семейством мы знакомимся в одной из первых сцен, когда Тереза, героиня первого фильма, привозит свою дочь, апатичную девицу с избыточным весом, к сестре, а сама отправляется в отпуск в Кению. Там ее уже ждет подруга — того же возраста и той же внушительной комплекции, но гораздо более раскованная. В отличие от Терезы, она не обманывает себя и окружающих относительно истинных целей пребывания в Кении.
«Мой муж меня все время критикует, мне стыдно перед ним раздеться, а здесь меня принимают такой, какая я есть», — говорит она Терезе, и та после недолгого периода сомнений и жеманства тоже пускается во все тяжкие. Но если для подруги отпуск в африканской стране — настоящий секс-туризм, то для Терезы — поиск любви, которой она лишена у себя на родине.
Выслушивая заверения грациозных темнокожих юношей в том, что она красавица, Тереза, забывая о своей дряблой коже и расплывшихся формах, искренне верит им. И горюет, когда понимает, что ее в очередной раз обманули и что для местных жиголо она, как и прочие «мамочки» с Запада, всего лишь «ходячий кошелек», единственный источник относительного материального благополучия.
Собственно, вся схема отношений героини с этим незнакомым и влекущим миром предсказана в блестящей сцене, когда она, только заселившись в отель, выходит на балкон и видит сидящую на перилах мартышку. Желая приласкать зверька, Тереза протягивает ему банан, обезьяна хватает угощение и исчезает со скоростью звука. И тут же на ее месте возникает другая. Потом третья. И становится понятным, что в этом соревновании на быстроту и смекалку белая женщина — заведомо проигравшая.
Актерская команда, как всегда у Зайделя, в прошлом блистательного документалиста, составлена из профессиональных и непрофессиональных актеров. Никому из них режиссер заранее не давал сценарий, просто рассказывал суть каждой сцены, а далее во всем, включая диалоги, исполнители должны были импровизировать.
«Когда ты рядом с этими молодыми людьми, кажется, что ты лет на десять моложе и снова в игре. Ощущаешь себя желанной, и это прекрасно. Так что я вполне понимаю свою героиню», — говорила на каннской пресс-конференции сыгравшая Терезу Маргарет Тизель, известная театральная актриса, для которой это первая большая роль в кино.
Причем роль, потребовавшая не только мастерства, но и мужества. Сексуальные сцены в фильме поданы со всей возможной, допускаемой прокатным рейтингом откровенностью. Зайдель рассматривает тела своих персонажей беззастенчиво и со всех сторон. Грузные пожилые белые женщины и наделенные обезьяньей грацией черные молодые мужчины. Для режиссера это еще и символ уставшей, во многом разуверившейся, но по-прежнему романтичной, наивной, глуповатой Европы, и прагматичного, знающего, как лучше продать свою красоту и витальность, третьего мира.
Тем более интересно, в какую сторону развернется повествование в следующих частях. В «Рай: вера» вторая сестра попытается найти утешение в религии. А героиней заключительной части, «Рай: надежда», станет дочь Терезы, которая отправится в группу по снижению веса.