Израиль расколол вопрос, надо ли бомбить Иран


Вопрос, надо ли Израилю наносить удар по иранским ядерным объектам, расколол еврейское государство на два лагеря. Согласно последним опросам, проведенным одной из ведущих израильских газет — «Маарив», 41% населения не поддерживает идею удара по Ирану. И лишь 22% выступают за. Что интересно, еще три года назад за начало боевых действий высказалось более 60% респондентов.
Противники боевых действий не ограничиваются протестами у дома министра обороны Эхуда Барака. В четверг они, например, написали открытое письмо к израильским летчикам, призывая тех не подчиняться командованию, если поступит приказ бомбить Иран.
— У нас есть целый ряд сил, принадлежащих в основном к левым радикалам, которые не желают, чтобы ситуация менялась, — пояснил «Известиям» лидер фракции «Ликуд» в кнессете Зеэв Элькин. — Поэтому вокруг идеи предотвращения развития иранской ядерной программы силовым путем началась целая кампания, направленная на противодействие такому решению.
Вопрос, надо или нет наносить удар по Ирану, расколол даже правительство. Премьер страны Биньямин Нетаньяху и министр обороны Эхуд Барак — оба, кстати, гражданские лица — склонны применить силу в отношении Исламской Республики. При этом высшее военное командование выступает против или, по крайней мере, склонно отложить решение хотя бы до тех пор, пока США не согласятся поддержать Тель-Авив.
Возникает вопрос: а почему именно сейчас Израиль решил, что пора, даже не дожидаясь исхода президентских выборов в США?
— Мы понимаем, что санкции против Ирана не приносят желаемых результатов, и попытки путем переговоров уговорить его свернуть ядерную программу зашли в тупик, — поясняет Зеэв Элькин. — И вполне возможно, что коридор возможностей что-то противопоставить набирающей обороты ядерной программе Ирана сужается с каждым днем.
Израиль строит долгосрочные прогнозы. По словам Элькина, появление ядерного оружия у Ирана означает, что такое оружие появится у Саудовской Аравии, а следом — у Турции, Египта, и это станет началом ядерной гонки на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Также наличие атомной бомбы у Тегерана и Эр-Рияда означает, по мнению израильского парламентария, появление террористов, использующих «грязные» радиоактивные взрывные устройства.
— Премьер и министр обороны Израиля хотят уловить момент, когда надо будет начинать какие-то активные действия, — поясняет иранист, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Владимир Месамед. — К тому же столь открытая подготовка к удару по ядерным объектам Ирана — это своего рода истерика, затеянная в расчете привлечь внимание мирового сообщества к проблеме и заставить его активнее действовать по отношению к Ирану.
Масла в огонь подлило и заявление аятоллы Ирана в среду на саммите Организации исламского сотрудничества в Мекке. Там духовный лидер иранцев заявил, что «противоестественный сионистский режим, не имеющий права на существование, исчезнет с географического ландшафта». Не то чтобы такое звучало со стороны Ирана в первый раз, но обычно подобные тезисы высказывает президент Ахмадинежад, аятолла же, как правило, более сдержан.
Судя по некоторым сведениям, удара израильских ВВС по ядерным объектам Ирана можно ожидать уже этой осенью. Точно, разумеется, ничего никому не известно, но сентябрь-октябрь рассматриваются многими специалистами в качестве вероятной даты.
— Выбор такой: удар сейчас, что поможет притормозить атомную программу Ирана, или большая война следующей весной, когда у Тегерана, вполне возможно, уже появится свое оружие массового поражения, — считает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Впрочем, пока сохраняется надежда, что без основного союзника, то есть Америки, Израиль всё же не будет бомбить иранские объекты. А Вашингтон, похоже, еще не потерял надежды добиться решения иранской проблемы путем переговоров.
— Вряд ли израильтянам удастся вывести из строя все атомные объекты Ирана, — считает профессор Института востоковедения РАН, обозреватель радио «Голос России» Владимир Сажин. — В лучшем случае налет притормозит иранскую программу на пару лет.
Но зато в подобном случае у Тегерана, считает профессор, появится прекрасное моральное основание для создания ядерного оружия и усиления боевых действий против Израиля.