Судьбу общественных советов при госорганах отдадут в руки чиновников


Спор между Общественной палатой (ОП) и Минэкономразвития в отношении общественных советов при органах власти дошел до президента. Именно Владимиру Путину предстоит решить, чей механизм создания советов лучше. ОП предлагает оставить за собой право утверждать их состав, а Минэкономразвития настаивает на том, чтобы отдать эту функцию правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства. Общественники уверены — вариант министерства не создает условий для реального контроля за работой органов исполнительной власти, потому что назначать членов совета будут сами же чиновники, а не независимые представители гражданского общества.
В четверг состоялась закрытая встреча, где представители ОП и Минэкономразвития изложили свои доводы, рассказал источник в Белом доме. В распоряжении «Известий» оказались материалы, которые ведомство Андрея Белоусова подготовило к этому совещанию.
Как пояснил собеседник «Известий», изначально этой теме планировалось посвятить целое заседание правительства, но в итоге «разборки» между ОП и министерством решили не выносить в публичную плоскость, слишком уж непримиримые позиции они заняли. Как пояснил «Известиям» активный участник этой дискуссии член ОП Иосиф Дискин, у двух сторон существуют концептуальные разногласия.
По замыслу ОП общественные советы должны осуществлять именно контроль за работой органов власти. В варианте же Минэкономразвития им отводится консультационная функция, рассказал источник в ведомстве. Министерство предлагает советам заниматься подготовкой заключений на проекты нормативных правовых актов, рассматривать инвестпроекты, оценивать качество оказания госуслуг и проводить экспертизу различных инициатив, связанных с работой ведомства.
Сейчас состав общественных советов предлагает ОП, свои кандидатуры палата направляет в орган исполнительной власти, при котором формируется совет, а его руководитель уже принимает окончательное решение. Ни ОП, ни Минэкономразвития такой механизм не устраивает. Палата предлагает формировать эти органы на основе предложений региональных ОП, НКО, ученых РАН, вузов, творческих союзов и других общественных объединений. Их заявки будет рассматривать совет ОП и утверждать понравившиеся кандидатуры.
— Общественная палата здесь выступает в качестве оператора некоего процесса, — пояснил Дискин. — Чтобы сформировать окончательные предложения, палата проводит формальные консультации с ведомствами, чей общественный совет создается, и на их основе принимает окончательное решение.
Минэкономразвития отводит палате менее заметную роль в этом процессе и окончательное решение оставляет на откуп правительственной комиссии. Министерство считает, что необходимо зафиксировать минимальный состав совета в 15 человек. Одну треть членов совета будет предлагать ОП, во вторую войдут кандидаты от профильных общественных организаций, а третью часть предложит сам руководитель ведомства, при котором создают совет.
В ОП считают такой механизм в корне неправильным и даже нелегитимным — как само ведомство может выбирать себе общественных контролеров?
— Минэкономразвития считает, что работа общественного совета касается чисто экспертно-аналитической поддержки ведомств, — говорит Дискин. — При этом наша позиция базируется на вполне простых соображениях — никто не судья в собственном деле.
Ситуация осложняется тем, что в начале сентября ОП должна представить президенту свой вариант закона «Об общественном контроле», где уже прописан механизм формирования общественных советов. Получается, в случае, если будет одобрен вариант Минэкономразвития, при каждом органе власти будет целых два общественных органа — один консультационный, а второй контролирующий. Дискин мягко характеризует эту ситуацию как странную.
Поручение разработать механизм формирования общественных советов отдал еще будучи президентом Дмитрий Медведев. Эту идею развил в своих предвыборных статьях и Владимир Путин. Теперь именно ему решать, кого поддержать в этом споре.