Мэрия предлагает льготы строителям офисов в промзонах и «новой Москве»


Как пояснил «Известиям» заммэра по вопросам строительства Марат Хуснуллин, мэрия предложит льготы инвесторам, создающим рабочие места на пустующих площадках за пределами ТТК, включая присоединенные к Москве территории, а также в промзонах в центре города. Для таких случаев введут упрощенный порядок получения оформления документации. «Документы — градостроительный план земельного участка и прочие — будут выдаваться по упрощенной схеме, — рассказал чиновник. — Кроме того, проект не надо будет выносить на рассмотрение градостроительно-земельной комиссии (ГЗК)».
Мэр Москвы Сергей Собянин уже одобрил эту идею. Осталось разработать новые процедуры оформления документов.
Хуснуллин добавил, что этот шаг позволит не только гармоничнее развивать присоединенные к Москве территории (сейчас там утверждена планировка 50 млн кв. м жилья — а рабочих мест остро не хватает), но и оздоровить инвестиционный климат столицы и облегчить транспортную ситуацию в городе.
По данным президента Ассоциации инвесторов Москвы Бориса Фролова, согласование документации на проект занимает как минимум полгода, и любое снижение бюрократических барьеров повысит интерес застройщиков к традиционно непростым участкам. «Но основная проблема с промзонами в том, что все они были в свое время распроданы, у них масса собственников и достаточно сложно урегулировать земельно-имущественные вопросы», — пояснил эксперт.
Наиболее перспективными для редевелопмента эксперты считают промзоны, обеспеченные транспортной инфраструктурой. В первую очередь это «ожерелье» промышленных зон, через которые проходит Малое кольцо Московской железной дороги. Также «благополучные» участки, которые можно осваивать в ближайшее время, по словам Фролова, — это завод «Серп и молот» и «Москвич». Кроме того, недавно ГЗК утвердила схему развития промзоны «Красный строитель» и территории Краснопресненского сахарорафинадного завода. Там планируются жилая застройка и гостиницы.
— Площадки вблизи крупных транспортных магистралей и остановок общественного транспорта имеют больший потенциал для создания офисных центров, — рассказала архитектор-градостроитель IRP Group Наталья Ремизова. — На территориях, примыкающих к МКАД, промышленная функция может оставаться приоритетной.
При редевелопменте промзон, по словам бизнес-директора направления «Стратегический консалтинг» IRP Group Светланы Серебряковой, инвестору надо учитывать целый набор рисков.
— Это решение «земельного вопроса» и другие стандартные для Москвы риски, — сказала она. — Надо также учитывать возможность невыполнения, несвоевременного или некачественного выполнения государственных и городских обязательств по созданию общественных пространств, объектов дорожной и социальной инфраструктуры. Это повысит стоимость проекта на 30%. Есть опасность непредвиденного роста затрат на рекультивацию участков — это 2–5% от общих затрат.
Серебрякова добавила, что на территории промзоны могут находиться невыявленные объекты культурно-исторического наследия, которые надо сохранять и реконструировать. «Работать с промышленной архитектурой интересно. Но сохранение всегда дороже нового строительства: в среднем на 15–20%», — резюмировала эксперт.
Напомним, это не первый способ привлечения инвесторов в промзоны, придуманный городскими властями. В частности, мэрия предлагала ввести ряд фискальных послаблений для застройщиков: «обнулить» налог на имущество, землю и модернизацию. Всего в столице насчитывается 209 промышленных зон общей площадью 7,7 тыс. га, из них более 1 тыс. га можно отнести к резервным. Планируется, что именно их можно будет использовать под городские нужды, а также организовать на них специализированные территории инновационного развития (ТИР), технологические и индустриальные парки. Пока это предложение только обсуждается.