Город обзавелся сотней томографов для госклиник


Благодаря национальному проекту «Здоровье» в Петербурге закуплено около 100 томографов для государственных клиник, в том числе онкологических. Однако современного оборудования для лечения раковых больных не хватает. В городе только в одной, причем частной клинике, имеется аппарат, называемый гамма-нож — с его помощью удаление опухолей проводится без скальпеля. Об этом рассказал главный врач Городского клинического онкологического диспансера Георгий Манихас.
— Сегодня онкологическое заболевание не приговор: в Петербурге 115 тысяч больных раком, и 60 процентов из них живут 5-10 лет и более, — отметил Георгий Манихас. — В городе уже ведутся исследования по лечению рака с помощью стволовых клеток. Однако современного радиотерапевтического оборудования в больницах недостаточно, гамма-нож всего один. Хотя квоту на бесплатное лечение с помощью этого аппарата — 70 пациентов в год — город обеспечивает.
Томографы теперь есть почти в каждой крупной клинике города, и с их помощью можно распознать болезнь на ранних стадиях. Однако профилактика по-прежнему остается самым проблемным вопросом городского здравоохранения. В том числе в такой области медицины, как онкология.
— Сегодня около 45% пациентов поступают к нам с раком 1-й и 2-й стадий, это уже неплохо, — сообщил «Известиям» главный врач Городского онкологического диспансера, — но у остальных 55% больных опухоли в 3-й и 4-й стадиях. Их лечение намного сложнее, тяжелее и дороже.
При этом число пациентов с диагнозом рак в Петербурге растет. Ежегодно к врачам обращаются 18 700 вновь заболевших. В 5 раз, по сравнению с 1990-ми годами, увеличилось, в частности, число больных раком щитовидной железы. Виной тому стрессы, радиоактивное воздействие, изменение характера питания. Растет и число опухолей толстой кишки — из-за того, что горожане едят все меньше продуктов из зерна грубого помола.
Онкологических больных стало больше, а новых государственных клиник в городе не появляется. В 2007 году намеревались построить в Ульянке радионуклидный центр, планировалось, что он вступит в строй в 2013 году. Но строительство так и не началась, говорят, что помешал кризис. Однако оборудование в действующих клинических центрах и больницах обновлять удается. По последнему слову техники оборудован Российский научный центр радиологии и хирургических технологий в Песочном. Недавно комитетом здравоохранения проведен конкурс на поставку ускорителя в Городской онкологический диспансер для лечения полостных больных. Новый современный аппарат за 47 миллионов рублей поставят в ноябре взамен старого, сломавшегося.
Еще одна «больная тема» — обезболивание. Особенно для тех пациентов, у которых заболевание перешло в 4-ю стадию. В городе действует 7 хосписов, но обеспечить эффективно действующими наркотическими препаратами всех нуждающихся врачи не могут. В частности, тех, кто находится в домашних условиях — некоторым из них надо делать уколы по несколько раз в сутки. Существуют долгодействующие пластыри, которые обеспечивают обезболивание на несколько суток. Но их недостаточно, к тому же в хосписах строгая отчетность. Даже если пациент погибает, врачам надо успеть этот пластырь забрать, чтобы отчитаться.
— Если сравнивать с европейскими странами, у нас самая низкая степень обеспечения обезболивающими средствами, — отметил Георгий Манихас.
Лечение обходится дорого
Онкологические заболевания одни из самых тяжелых, а их лечение обходится дорого. Причем не только для государства, но часто и для больного.
— Направили в онкологический институт с заболеванием лимфатической системы, — сообщила «Известиям» Марина Федотова. — Там сказали, что необходима химиотерапия. Но сначала нужно сделать анализы на гистологию, но в институте их не делают. Когда пришла в лабораторию, в которую меня направили, там подсчитали, что обойдется мне это в 9 тысяч рублей. В реестр процедур, проводимых по Обязательному медицинскому страхованию (ОМС), эти анализы не попадают. Я инвалид, живу одна с несовершеннолетней дочерью, таких денег у меня нет. Так и ушла из этой лаборатории ни с чем.