Немецкие врачи поборолись за свободу


В провинциальный городок в ГДР приезжает Барбара (Нина Хосс) — квалифицированный врач, «сосланная» сюда из Берлина за то, что она подала заявление на выезд. За Барбарой следят агенты «Штази», подозревая ее в подготовке побега из страны. После каждой длительной отлучки из дому к женщине наведываются офицер с помощницей: они проводят обыск, включающий и унизительный гинекологический осмотр.
Но помимо безликого бездушного офицера Барбара чувствует на себе пристальное внимание Андре (Рональд Зерфельд) — доктора из больницы, куда ее отправили работать. Вопрос только в том, что стоит за этим вниманием: заказ спецслужб или мужской интерес.
«Барбара» обречена на сравнение с другим фестивальным хитом — «Жизнью других» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. В обеих лентах воссоздается удушающая атмосфера «советской» Германии, пропитанная доносительством, бесправием перед «органами» и молчаливой мечтой о Западе. Но «Жизнь других» поднимает эту тему более масштабно, многогранно, драматургически мощно. При понятном и однозначном отношении авторов обоих фильмов к существовавшему в ГДР строю «Жизнь других» ставит перед зрителем вопросы, а «Барбара» выглядит плоской политагиткой, пусть и неплохо сделанной.
Главный персонаж фильма Петцольда получился хоть и выразительным, но слишком однобоким. С первых же кадров героиня Нины Хосс проявляет себя как непокоренный человек, никому не доверяющий и разочарованный. С окружающими она ведет себя отстраненно и холодно. По ходу фильма Барбара немножко оттает (благодаря еще одной жертве системы) и даже проявит способность к самопожертвованию, но нельзя сказать, что в ее душе произойдет какая-то глобальная эволюция, как у персонажей «Жизни других».
Куда интереснее Андре. В отличие от Барбары, он относится и к строю, и к своей судьбе с философской покорностью. Он тоже был многообещающим молодым специалистом, но после допущенной им врачебной ошибки органы взяли его на крючок: за неразглашение информации о несчастном случае его вынуждают заниматься доносительством. Кроме того, доктор делает инъекции морфия жене офицера, приставленного следить за Барбарой. «Вы часто помогаете негодяям?» — спрашивает его Барбара. «Когда они больны, то да», — невозмутимо отвечает Андре, давая понять, что делает это вовсе не из-за страха перед офицером, а из сочувствия к страданиям человека, кем бы он ни был.
К сожалению, таких выразительных находок в фильме немного, равно как и интересных сюжетных поворотов. Поэтому в целом эта камерная драма получилась скучноватой.
«Барбара» — то кино, о котором говорят «социально важное произведение». Для немцев тема ГДР — по-прежнему больное место, и фильмы типа «Барбары», «Гудбай, Ленин!» и «Жизнь других» помогают нации осмыслить этот период в своей истории. Но если «Гудбай, Ленин!» и «Жизнь других» показали отличный экспортный потенциал и завоевали множество наград за пределами Германии, то «Барбара», отмеченная лишь на немецких фестивалях, — сугубо внутренний продукт, и его выход в российский прокат легче всего объяснить принципом «на безрыбье и рак рыба».