На том берегу


АЭС «Аккую» – так называется новая точка на энергетической карте мира. Соглашение о ее строительстве было подписано правительствами РФ и Турецкой Республики 12 мая 2010 года в Анкаре. Согласно проекту будет построено 4 энергоблока, мощностью 1200 МВт каждый. Общий объем инвестиций составит $20 млрд.
По плану после завершения строительства АЭС «Аккую» будет вырабатывать около 33 млрд кВт•ч в год. Турецкая станция – это серийный проект атомной электростанции АЭС-2006 на базе проекта Нововоронежской АЭС-2, срок эксплуатации которой рассчитан на 60 лет.
Инвестиции без риска
В чем выгода сторон? Для инвестора это довольно эффективное вложение средств, потому что энергетика – стабильная и доходная отрасль. «Кроме того, когда инвестиции подкреплены обязательством государства о покупке электроэнергии по фиксированной цене, рискованность вложений значительно снижается, – отмечает Александр Суперфин, генеральный директор проектной компании «Аккую», учрежденной «Росатомом». – Государству, в котором строится энергообъект, модель «строй – владей – эксплуатируй» дает возможность, не вкладывая больших финансовых ресурсов, получить энергетические мощности, а также опытного подрядчика, строителя, производителя и т. д.». Стоит отметить, что в странах, которые идут на такое сотрудничество, зачастую нет необходимого опыта реализации аналогичных сложных проектов.
Турция, прочно ассоциирующаяся в России лишь с туризмом, через 8 лет поменяет свой энергетический вектор, наконец став обладателем атомной генерации. Впрочем, стратегическим этот проект является не только для Турции, но и для России. Это – выход на рынок государства, имеющего высокую динамику роста потребления электроэнергии, с потенциалом дальнейшего расширения своего участия в электроэнергетическом секторе Турции. Так что проект, как неустанно подчеркивает Суперфин, выгоден обеим сторонам. Сейчас компания «Аккую» работает совместно с турецкой сетевой компанией TEIAS над составлением «мастер-плана» сетевой инфраструктуры с учетом особенности функционирования АЭС.
«Мы уже подали документы на получение лицензии на производство электроэнергии. Ожидаем, что Агентство по регулированию энергетического рынка Турции выдаст эту лицензию в середине будущего года», – уточняет Суперфин. Турецкие и международные консультанты сейчас ведут активную работу по оценке воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС). Получить положительное решение по ОВОС удастся приблизительно к середине будущего года. Сейчас продолжается этап предварительного проектирования. Проектная документация будет также готова в середине следующего года.
Идет диалог и с органами атомного регулирования Турции на предмет выдачи разрешения на строительство. Получить его в «Аккую» рассчитывают в конце 2014 года. При таком раскладе приступить к этапу полномасштабного строительства удастся уже в 2015 году. По плану первый блок АЭС должен быть введен в эксплуатацию в 2020 году, а три других будут вводиться последовательно, с годичными интервалами.
По большому счету
Как известно, Турция – одна из наиболее динамично развивающихся стран мира с большим потенциалом роста. Она занимает 16-е место в мире по уровню ВВП ($789 млрд в 2011). Средний процент роста ВВП в год в Турции за восемь лет, в 2002–2010 годах, составил 5,1%. По этому показателю страна уступает только Китаю, Индии и Индонезии. Согласно прогнозам Всемирного банка, рост ВВП в 2012–2017 годах составит 3,8% в год, что ставит Турцию на шестое место в мире по динамике роста ВВП. В свою очередь, он требует роста потребления электроэнергии.
Рост производства и потребления электроэнергии Турции сопоставим с активно растущими экономиками мира. В 2000–2012 годах средний рост потребления электроэнергии составил более 6% в год. По этому показателю государство стоит на втором месте после Китая. Планы правительства по вхождению к 2023 году в десятку крупнейших развитых стран потребуют роста потребления электроэнергии на 8–9% в год. Это очень приличная динамика! Но насколько она реальна, если учесть, что в Турции уже сейчас имеют место веерные отключения электроэнергии в пиковые периоды, что, если не наращивать генерирующие мощности, значительный дефицит электроэнергии может появиться уже в 2014 году? Так что строительство АЭС – один из способов решить проблему дефицита электроэнергии.
У экономики Турции есть одна особенность – если, например, в России экономический кризис приводил к спаду потребления электроэнергии, то в Турции экономические кризисы практически не влияли на динамику энергопотребления! Таким образом, если предположить, что рост экономики Турции и рост потребления электроэнергии будет соответствовать прогнозам, то инвестиции в турецкую электроэнергетику крайне выгодны для инвесторов в долгосрочной перспективе. Даже если предположить, что рост потребления электроэнергии будет несколько ниже предполагаемых 8–9% в год. Инвесторы это тоже понимают – только с 2004 по 2010 год более 27 компаний вкладывали средства в энергетику Турции. И деньги инвесторы вкладывают солидные. Сумма сделок по покупке активов варьируется от $0,7 млн до 1,3 млрд.
Помимо роста потребления электроэнергии важной причиной для принятия решения о строительстве именно АЭС для Турции стала необходимость диверсификации источников электроэнергии. В настоящее время газовые мощности составляют почти 45% генерации Турции, и вполне понятно стремление снизить энергозависимость от газа. Требования к снижению выбросов СО2 делают атомную энергетику наиболее привлекательной (например, по сравнению с тепловой угольной). Среди целей электроэнергетической стратегии Турции, утвержденной в 2009 году, в качестве одной из задач как раз определено снижение доли газовой генерации за счет увеличения доли возобновляемых источников энергии до 30% к 2023 году (включая гидрогенерацию) и вводу мощностей АЭС – до 5% к 2023 году. Известны и другие планы. Кроме АЭС «Аккую» предполагается строительство еще двух АЭС – «Синоп» на берегу Черного моря (4 блока общей мощностью приблизительно 4,6–5,6 ГВт) и «Игнеада» (4 блока с такой же мощностью).
Стройка века
На АЭС «Аккую» будут работать 4 блока ВВЭР-1200 общей мощностью 4,8 ГВт. Площадка для строительства атомной станции была выбрана на берегу Средиземного моря в провинции г. Мерсин. Это наименее сейсмоопасная территория Турции. Площадка, заметим, выбиралась еще в 70-е годы прошлого века, однако по экономическим причинам АЭС тогда так и не была построена. После проведения в 2011–2012 годах независимых инженерных изысканий по определению сейсмичности площадки стало ясно, что «Аккую» остается одной из наиболее подходящих площадок на территории Турции.
Сейчас компания «Аккую» ведет работу по поиску стратегических инвесторов, однако завершится работа в этом направлении ближе к тому времени, когда начнется полномасштабное строительство.
В рамках долгосрочного соглашения по схеме ВОО (build‑own-operate – «строй – владей – эксплуатируй») проектная компания «Аккую» принимает на себя обязательства по финансированию, проектированию, строительству, обслуживанию и эксплуатации станции. Что означает: она является и строителем, и оператором АЭС и продает потребителям электроэнергию, которая вырабатывается на АЭС. «Суть работы по принципу «строй – владей – эксплуатируй» заключается в том, что частный иностранный, как правило, или национальный инвестор вкладывает деньги в строительство энергообъекта и продает произведенную электроэнергию по долгосрочным договорам покупки стране, в которой строится этот объект, – поясняет Александр Суперфин. – Сама по себе модель «строй – владей – эксплуатируй» не нова и достаточно популярна в мировой практике. Она применяется уже в течение нескольких десятилетий во многих странах, где энергетическая отрасль была полностью или частично приватизирована». В Турции схема ВОО применялась уже давно и достаточно успешно.
Почему была выбрана именно модель ВОО? Прежде всего из-за стабильно высокого уровня оптовых цен на электроэнергию в Турции, превышающего среднеевропейский, что обеспечивает экономическую эффективность проекта для инвесторов в генерирующие мощности. При этом цены на электроэнергию быстро растут. После частичной либерализации рынка электроэнергии в Турции розничные цены на электроэнергию взлетели вверх, почти достигнув среднего уровня по ЕС в 2010 году. Цены на газ тоже будут расти, что опять же приведет к росту цены на электроэнергию. Еще один фактор – присутствие на турецком рынке большого количества как местных, так и иностранных частных инвесторов в генерирующие мощности. Наконец, свою лепту внесла отработанная практика заключения турецкой государственной энергосбытовой компанией долгосрочных договоров на покупку электроэнергии.
Все дело в процентах
В российско-турецком межправительственном соглашении содержится требование для государственной сбытовой компании ТЕТАS по покупке фиксированного объема электроэнергии (70% и 30% электроэнергии для 1–2-го и 3-4-го блоков соответственно) на 15 лет с даты ввода в коммерческую эксплуатацию каждого из 4 энергоблоков по средневзвешенной цене 12,35 цента за кВт•ч. Гарантированная покупка электроэнергии – половины объема произведенной электроэнергии! – выгодна и российской, и турецкой стороне. Для «Росатома» – это гарантированный доход компании, который необходимо обеспечить для привлечения инвесторов (а они не будут вкладывать «длинные деньги» в рисковый проект, если нет уверенности в том, что определенная часть дохода будет гарантирована). Турецкая сторона также получает интересующие ее гарантии – определенный объем электроэнергии по фиксированной цене.
Практика заключения долгосрочных контрактов на продажу электроэнергии до начала строительства АЭС остается традиционной для финансирования строительства объектов электроэнергетики. Как записано в соглашении, по фиксированной цене будет покупаться не вся электроэнергия, а только 50%. Другая половина будет продаваться по рыночным ценам с первого дня работы АЭС. «Конечно, если бы мы продавали всю электроэнергию за 12,35 цента, то проект был бы значительно менее рентабельным, – подчеркивает Суперфин. – За счет продажи половины электроэнергии по рыночным ценам экономическая обоснованность проекта резко повышается».
А черт – в деталях
Конечно, в проекте АЭС «Аккую» существует много вопросов, которые еще не согласованы и не доработаны. Соглашение в момент его составления технически не могло охватить весь спектр вопросов и проблем законодательного характера, которые возникают при реализации атомного проекта. «Поэтому нам предстоит большая согласовательная работа с турецкими госорганами. Но в итоге уверен: все будет согласовано», – заключает Александр Суперфин.
А общественное мнение? Это – актуальный вопрос не только для российской, но и для турецкой стороны. «Когда мы говорим об отношении к развитию атомной энергетики, необходимо разделять позицию правительства и позицию населения, – отметил, выступая на российском форуме «Атомэкспо-2012», первый заместитель министра энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики Метин Килджи. – Если позиция правительства обусловлена необходимостью роста производства электроэнергии для удовлетворения растущего спроса, решения проблемы диверсификации топливной корзины и увеличения энергобезопасности и в этом отношении более предсказуема, то общественное мнение во многом зависит от уровня информирования населения, разъяснительной работы и транспарентности программы развития энергетики».
Наша справка
АЭС «Аккую» – первый проект ВОО (build‑own-operate – «строй – владей – эксплуатируй»), осуществляемый компаниями «Росатома». Более того, «Аккую» – вообще первый проект ВОО для АЭС в мировой практике. Традиционно, в финансировании строительства атомных станций полностью или частично участвуют государственные структуры стран, где они размещаются. При этом заказчик покупает услуги по строительству АЭС, а подрядчик – компания по строительству – строит АЭС за определенную сторонами сумму, зачастую по схеме ЕРС (engineering, procurement, construction – инжиниринг, поставки, строительство).
Проект «Аккую» в цифрах
Планируемый отпуск электроэнергии составит не менее 33,1 млрд кВт·ч в год для четырех блоков АЭС. Первоначальное финансирование осуществляется российской стороной. Ключевой акционер компании – концерн «Росэнергоатом» – владеет 93% акций компании. «Интер РАО ЕЭС» и «Атомстройэкспорт» владеют по 3,5% акций, «Атомтехэнерго» и «Атомэнергоремонт» – по 0,1% акций. Впоследствии 49% акций могут быть переданы сторонним инвесторам. Общая стоимость проекта не должна превысить $20 млрд, срок окупаемости – около 19 лет, период эксплуатации – 60 лет.