Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Профессор из Норвегии призвал завершить конфликт на Украине
Армия
Средства ПВО за ночь ликвидировали пять украинских БПЛА над территорией Крыма
Общество
В МИДе назвали звериной сущность киевского режима после атаки ВСУ на журналистов
Мир
Песков назвал недостаточной мировую реакцию на убийства ВСУ российских журналистов
Мир
Политолог указал на попытки Киева сорвать переговоры РФ и США
Общество
В России появится единый реестр нуждающихся в улучшении жилищных условий
Общество
Актеры Мадянов и Добровольская посмертно получили премию «Ника»
Мир
Додон рассказал о необходимости восстанавливать отношения с РФ
Общество
Генпрокуратура признала нежелательной в РФ финансируемую НАТО организацию
Мир
Украина может лишиться 500 тыс. снарядов в случае смены власти в Чехии
Мир
В Белграде у здания Генштаба прошла студенческая акция протеста
Общество
Коллеги отметили активность Федорчака и его желание показать правду
Происшествия
В многоквартирном доме в Махачкале произошел взрыв газа
Армия
Росгвардия уничтожила объекты военной инфраструктуры ВСУ в Черниговской области
Общество
В порту Усть-Луга из аварийного танкера Koala откачали почти 30 тыс. т мазута
Мир
В США после проверки департамента Маска признали умершими 7 млн человек
Мир
Несколько взрывных устройств нашли в дилерском центре Tesla в Техасе

Девелоперам на заметку

Стоимость жилья на участках ФОНДА РЖС на 7–15% ниже среднерыночных цен
0
Девелоперам на заметку
Александр Шалгин «Известия»
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Цены на жилье, черные списки девелоперов и земельные аукционы – только краткий список вопросов, которые волнуют инвесторов. О том, как работает с инвесторами
Фонд содействия развитию жилищного строительства (РЖС), «Известиям» рассказал заместитель генерального директора
Андрей Шишкин.

Много проблем, с которыми приходится сталкиваться застройщикам на различных этапах строительства, от участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка под строительство и до ввода объекта в эксплуатацию?

В число основных целей, для реализации которых по инициативе органов исполнительной и законодательной власти РФ создавался Фонд РЖС, входит налаживание эффективного взаимодействия с компаниями-застройщиками, реализующими или планирующими реализацию проектов на земельных участках Фонда. Эта тема четко обозначилась в связи с принятием новых редакций Земельного и Градостроительного кодексов. Практика последних лет показала, что при предоставлении земельных участков под комплексное освоение в целях жилищного строительства процедура передачи участка нередко была сопряжена с рядом нарушений. При содействии Фонда РЖС механизм вовлечения в оборот федеральных земельных участков с целью развития жилищного строительства стал максимально прозрачным и полностью соответствующим действующему законодательству.

На данный момент земельных аукционов, которые готовятся и проводятся муниципалитетами в соответствии со ст. 38 «Комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства» Земельного кодекса, крайне мало. А те, которые проводятся, часто приводят к массе ошибок при заключении договоров аренды земельного участка. Это впоследствии ведет к неправильному межеванию земельных участков, неправильному формированию общественных сервитутов, т. е. зоны всех земельных участков, которая образовывается после межевания одного большого земельного участка и должна отойти муниципалитету и субъекту РФ под различные объекты социального назначения, инженерной инфраструктуры, бульваров, дорог и т. д. В этой связи девелоперская компания всегда несет существенные риски с точки зрения структурирования земельных отношений: от запуска проекта на момент заключения договора аренды до окончания ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства. И хотя все участники земельных отношений гарантируют, что все потом будет отрегулировано муниципальными актами, регулирующими ввод жилых объектов, это не всегда получается: многие муниципальные акты идут вразрез с федеральным законодательством.

На сегодняшний день существует разница в количестве земельных участков, выставляемых на аукционы Фондом РЖС, и участков, находящихся в ведении муниципалитета или субъекта РФ. У Фонда с момента решения правительственной комиссии о передаче земельного участка до момента проведения аукциона проходит менее года. К настоящему моменту нами объявлены аукционы по 208 земельным участкам, из которых по 174 участкам уже подведены итоги, вовлечено для жилищного строительства более 18 тыс. га, находятся в стадии реализации более 70 комплексных проектов по строительству жилья в различных субъектах РФ. Введено в эксплуатацию более полумиллиона квадратных метров жилья в Тюмени, Москве, Владивостоке, Кирове, Курске, Челябинске, Воронеже и других субъектах РФ. При этом стоимость на возведенное на участках Фонда жилье на 7–15% ниже среднерыночных цен, установленных Росстатом, а в ряде случаев ниже цен, определенных Минрегионом России. Статистика активности муниципалитетов и субъектов РФ, в том числе в случаях, когда Фонд передает соответствующие полномочия по управлению и распоряжению уже подготовленными земельными участками, показывает, как правило, значительно более скромные результаты по сравнению с десятками переданных участков.

На ваш взгляд, почему это происходит?

Происходит это по разным причинам. Взаимодействие субъекта и муниципалитета при подготовке земельного аукциона требует примерно тех же механизмов, что и у Фонда РЖС. Помимо того что земельный участок должен быть оформлен под жилищное строительство, надо отработать технические условия присоединения: убрать все обременения, определиться с социальной инфраструктурой, правильно оценить земельный участок, заказать оценку и прочее. Это довольно объемная работа, есть субъекты, в которых она осуществляется постоянно – например, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Новосибирская область, Омская область, где аукционы проводятся с завидной периодичностью. Например, в ХМАО только в 2006–2008 годах было проведено более 40 крупных земельных аукционов в 25 муниципальных образованиях округа. Это требует от муниципалитета регулирования правил застройки и землепользования в городе, потому что невозможно подготовить земельный аукцион без утверждения правил застройки и землепользования и генерального плана. Те муниципалитеты и субъекты Федерации, которые разработали качественную градостроительную документацию в целом по муниципальному образованию, могут впоследствии достаточно легко готовить земельные аукционы. Но, как показывают результаты анализа, проведенного РЖС, сейчас более чем в 40% муниципалитетов в различных субъектах Федерации отсутствуют утвержденные правила застройки и землепользования, генеральный план развития территории. Девелоперы, которые работают в таких условиях, вынуждены выкупать земельные участки в собственность, а затем по сложным процедурам и отдельным регламентам получать разрешение на строительство. Все это продолжительно по времени и непрозрачно с точки зрения принятия решений на каждом этапе формирования исходно-разрешительной документации для начала строительства.

Девелоперам на заметку

Какие меры помогут избавиться от проблем и в конечном итоге повлиять на снижение стоимости жилья?

Есть два основных аспекта, которые влияют на экономику процесса, – сроки реализации проекта и стоимость средств. Чем быстрее строишь, тем меньше стоимость денег, а значит – ниже себестоимость. Второе – это затраты на инженерное обеспечение. Как показывает практика, более чем в половине субъектов РФ не утверждена плата за присоединение к объектам инженерной инфраструктуры (тариф), так как на муниципальном уровне не всегда должным образом исполняется федеральное законодательство в отношении вышеуказанного тарифа. При этом стоимость присоединения составляет до 20%, а в некоторых случаях до 30% себестоимости строительства жилья. Это очень большая финансовая нагрузка для застройщика, которая потом включается в стоимость квадратного метра. Девелоперу, не обладающему должной компетенцией, тяжело ориентироваться в данном вопросе самостоятельно, поэтому Фонд РЖС берет часть проблем на себя, когда строительство осуществляется на земельном участке Фонда. Кроме того, застройщики, пользующиеся нашей поддержкой, в определенных случаях могут рассчитывать в том числе и на финансовую помощь со стороны Фонда РЖС в виде содействия в обеспечении подключения к инженерным сетям.

Вы пытаетесь как-то повлиять на сложившуюся ситуацию?

Да, конечно. Фонд принимает участие в разработке проекта дорожной карты по улучшению инвестиционного климата в сфере строительства, в рамках национальной предпринимательской инициативы, реализуемой Агентством стратегических инициатив. Проект дорожной карты как раз и нацелен на упрощение, удешевление и сокращение процедур, необходимых для реализации инвестиционно-строительных проектов.

Сегодня на земельных участках Фонда в процессе разработки планировочной документации, проектирования и строительства находится более 11 млн кв. метров жилья, в том числе экономкласса, преимущественно малоэтажного. При этом достигается значительное сокращение сроков строительства. Например, с момента предоставления земельного участка до ввода в эксплуатацию первой очереди на земельных участках Фонда проходит в среднем 2,7 года, тогда как по аналогичным проектам без нашего участия этот срок составляет 5,2 года. Достигнутые результаты могут быть положены в основу стандарта взаимодействия участников строительства при планировании земельных ресурсов для жилищного строительства, инфраструктурном обеспечении земельных участков, прохождении административных процедур. Предложения о системном подходе, о стандарте взаимодействия позволят решить целый ряд проблем и в конечном итоге дадут возможность реализовывать жилищные проекты быстрее и качественнее.

Как компания-застройщик выходит на аукцион?

Никаких ограничений для застройщиков у Фонда нет. Все аукционы у нас публичные, они готовятся по тем участкам, которые переданы для формирования имущества Фонда правительственной комиссией по развитию жилищного строительства. Компаниям – участникам аукциона достаточно заплатить задаток, прийти и побороться за право получить в аренду земельный участок. Дальше муниципалитет либо Фонд РЖС должен проконтролировать, чтобы девелопер осуществлял реализацию не только прав, которые даны договором, но и требований, которые предъявлялись к этому земельному участку в рамках договора. Фонд дает застройщику максимально подробные разъяснения по вопросам освоения земельного участка с точки зрения требований к срокам, качеству и конфигурации застройки. Договор заключается на тот срок, в который земельный участок будет освоен. Для нас понимание этих сроков чрезвычайно важно. Фонд, как институт развития, нацелен на то, чтобы жилье было построено быстро и качественно, а приобретающие его граждане могли воспользоваться доступными федеральными или муниципальными целевыми программами.

Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о требованиях.

Мы требуем от застройщиков, реализующих проекты на земельных участках Фонда, применения усовершенствованных технологий, отвечающих современным нормам энергоэффективности, экологичности и комфортности. Эти требования утверждены Попечительским советом Фонда. Вообще одна из наших основных задач – способствовать использованию в строительной индустрии современных технологий, позволяющих достигать высоких параметров теплоэффективности, экологичности и комфортности при минимально возможной себестоимости.

Так, были ужесточены требования к уровню вибрации, инфразвука, радиации, теплоэффективности, экологической безопасности. Поэтому жилье, которое строится на земельных участках Фонда, уже сейчас по многим показателям отвечает нормам, законодательно утвержденным к применению с 2015 году. Таких результатов удается добиться при использовании комплексного подхода к освоению территорий. Так, в Новосибирске при поддержке Фонда образован большой промышленный кластер, где проектируется порядка 5 заводов, один из которых будет введен в эксплуатацию во втором квартале 2012 года. В промышленном парке будут размещены завод по производству газобетонных блоков, завод сухих смесей, завод по производству железобетонной каркасной конструкции, завод по производству извести – одного из основных компонентов при производстве теплоэффективных материалов. Также планируется сотрудничество с ГК «Ростехнологии» при реализации проекта по строительству завода по выпуску теплосберегающих вакуумных стеклопакетов. Мы рассчитываем, что эти материалы и технологии будут применяться в проектах жилой застройки на земельных участках Фонда РЖС и в целом будут востребованы рынком. Одна из наших основных задач – способствовать использованию в строительной индустрии современных технологий, позволяющих достигать высоких параметров  теплоэффективности, экологичности и комфортности при минимально возможной себестоимости.

Существуют ли какие-то черные списки девелоперов, не исполняющих свои обязательства, нарушающих условия договора?

У нас в стадии активного строительства сейчас находятся более 70 проектов. К счастью, подобных случаев в нашей практике не было. Сейчас мы осуществляем отбор, что называется, «в ручном режиме». Но по итогам совещания о мерах по реализации жилищной политики уже есть поручение президента России  об установлении дополнительных квалификационных требований к участникам аукционов по продаже земельных участков Фонда РЖС, заключения права аренды таких участков. В настоящее время совместно с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) мы подготовили соответствующие предложения. Думаю, что подобная мера позволит минимизировать вероятность предоставления земельных участков недобросовестным строительным организациям, имеющим низкую профессиональную квалификацию.

Наша справка

• В стадии освоения находятся 75 проектов на 120 земельных участках, общей площадью 4 893,95 га в 31 регионе.
• Общая площадь проектируемого и строящегося жилья – 11,18 млн кв. м, в том числе малоэтажного жилья – 5,76 млн кв. м.
• Доля жилья экономического класса составляет 70%.
• В 2010 году завершены первые этапы строительства комплексной жилой застройки в 3 субъектах РФ (Киров, Курск, Чебоксары), общей площадью 118 тыс. кв. м.
• В 2011 году введено в эксплуатацию более 388 тыс. кв. м жилья в 5 городах РФ: Курске, Кирове, Чебоксарах, Москве, Тюмени.
• В 2012 году введено в эксплуацию 80,21 тыс. кв. м жилья в Москве, Московской области, Курске.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир