Опрос «Известий»


Павел Гагарин, председатель Экспертного совета при Комиссии Мосгордумы по законодательству:
– Нет. Существующему законодательству в строительной сфере не нужны серьезные изменения. Количество новых законов и поправок в законодательные акты, регулирующие строительную отрасль, земельный рынок и инвестирование в недвижимость, принятых и вступивших в силу за минувший год, и так исчисляется десятками. Недавно компания «Градиент Альфа» провела международную практическую конференцию «East + West = Invest». И отечественные, и иностранные инвесторы в недвижимость и строительство, девелоперы из России и других стран, присутствовавшие на мероприятии, характеризовали условия работы на нашем рынке словами «законодательный галоп». Новые масштабные изменения только еще больше запутают законодательство, а у нас и так для всех сфер, и уж тем более для строительной, характерен правовой хаос. Чем больше перемен в законодательстве, тем больше противоречий между различными нормативно-правовыми актами. К тому же нужно понимать, что изменения законодательства – дело небыстрое. Путь от законодательных инициатив до принятия закона занимает несколько лет.
Влияние государства и государственных структур на строительном рынке за последнее время возросло. Сегодня чуть ли не все разговоры об инвестициях в строительство так или иначе связаны с государственно-частным партнерством и прочими совместными проектами бизнеса с органами государственной власти и местного самоуправления. И слова «государственные гарантии» являются наиболее повторяемыми среди девелоперов.
В общем, вместо того чтобы затевать масштабные изменения законодательства, нужно регулировать правоприменительную практику, снижая влияние государства на строительный рынок и упрощая получение разрешений на строительство. А это происходит не так быстро, как хотелось бы. В 2008 году для получения разрешения на строительство требовалось пройти 35 обязательных процедур, в этом году их количество снизилось до 25. Среднее время прохождения процедуры сократилось с 520 до 269 дней. В Москве прохождение ускорилось почти в два раза – с двух лет до 392 дней. Но даже эти вроде бы позитивные перемены не сильно помогли России продвинуться в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business Всемирного банка и Международной финансовой корпорации. По итогам 2012 года по показателю «Получение разрешений на строительство» наша страна заняла в этом рейтинге совсем непочетное 178-е место из 183.
Константин Кижель, помощник президента Российского союза строителей:
– Сейчас трудно сказать. К примеру, Россия вступила в ВТО, приводя в порядок базу, связанную с законодательством и с актуализацией СНиПов. Мы входим в ВТО вместе с Таможенным союзом России, Казахстана, Белоруссии по единым стандартам и правилам, поэтому время покажет, какие будут изменения и в какой части законодательства. Все, что связано со строительной областью, тщательно проанализировано и рассмотрено. Естественно, в процессе работы могут возникать какие-либо вопросы и дополнения, но сказать заранее, что будет меняться в законах, сложно. Понимаете, это как если бы вы пришли в салон покупать автомобиль и спросили консультанта: а изменятся ли в нем какие-либо детали со временем? Так и с законами – никто точно не может сказать, что с ними будет. В строительном сегменте в последнее время велась активная работа вместе с Союзом строителей, вместе с правительством страны, с Министерством регионального развития. Понимаете, в Европе могут принять какой-нибудь закон, который может повлиять на наше законодательство. Я считаю, что проблемы нужно решать по мере их поступления. К примеру, до конца 2012 года президент Владимир Путин поставил нам, работникам строительной отрасли, задачу – актуализировать все CНиПы, которые работают еще с 80-х годов. Они просто морально устарели. Новые технологии, новые строительные материалы – поэтому СНиПы нужно привести в надлежащий вид, во всем мире сейчас абсолютно другие стандарты. Впервые стандарты и правила строительства стали приводить в порядок еще в 2010 году, и вот сейчас наконец длительная работа будет подведена к концу.
Павел Лепиш, генеральный директор компании «Домус финанс»:
– Думаю, да, кое в чем нуждается. Конечно, в последние годы законодательство в строительной сфере сильно шагнуло вперед. С принятием 214-ФЗ, касающегося строительства жилья, все стало максимально понятно и прозрачно, и покупатели оказались защищены, например, от печально известных «двойных продаж». Впрочем, с моей точки зрения, в существующем законодательстве необходимо ужесточить пункты, касающиеся сроков строительства. Конечно, это несколько усложнит работу застройщиков. Однако эта мера снизит риски покупателей вложить деньги в новостройку и потом годами ждать заселения, неся расходы, например, по аренде временного жилья. А заодно – повысит привлекательность новостроек с точки зрения инвестиций. К тому же ужесточение ответственности за срыв сроков строительства вытеснит с рынка недобросовестных игроков.
Андрей Широков, председатель Комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства ТПП РФ:
– Естественно, нужны! Сегодняшнее законодательство требует важных изменений. Далеко ходить не надо – посмотрите, чего стоят жилищные условия наших граждан. Жилье-то строят, а вот приобрести его может далеко не каждый. В новые дома могут заселиться только те, у кого есть большие деньги? А как же социальное жилье, малоимущие? Нашим комитетом разработана новая схема, которая направлена в «Стратегию-2020» и зафиксирована в документах Открытого правительства. Это схема арендного субсидируемого жилья, смысл которой в следующем: власть дает большие преференции бизнесу – бесплатная земля, бесплатное подключение к коммунальной инфраструктуре, налоговые каникулы, «длинные» кредиты под 20 лет на 10%. Когда мы сегодня говорим о строительстве доступного жилья, то под него, естественно, должны появиться новые нормы законодательства, некие изменения в Гражданском кодексе, Земельном кодексе. Возьмем, к примеру, европейские страны – там люди часто арендуют жилье, причем пожизненно. У нас, к сожалению, эта тема не развивается, а это и есть то новое, что нужно продвигать в строительном и жилищном законодательстве.
Александр Петров, генеральный директор «Агентства промышленной информации «Апельсинтез»:
– Да. Они могут заключаться вот в чем. Во-первых, во внедрении независимого контроля качества проводимых строительных работ. Часто сговор представителей заказчика и подрядчика приводит к низкому качеству объекта или ставит под угрозу жизнь рабочих-строителей, когда экономия происходит за счет нарушений техники безопасности. Во-вторых, во внедрении независимого аудита смет строительства. Известно, что именно «раздутые» и «накрученные» сметы и есть причина завышения стоимости строительства. В-третьих, в облегчении проникновения зарубежных строительных компаний. Это позволит во многих случаях снизить стоимость и сократить сроки строительства, привлечь новейшие технологии с возможностью обучения им российских специалистов. В‑четвертых, в широком использовании страхования ответственности. Многие фирмы-однодневки уйдут с рынка или за их брак заплатят страховые компании. В-пятых, в регулярной ревизии принятых СНиПов, ГОСТов и регламентов с целью анализа сдерживающих факторов развития строительной сферы. Многие принятые регламентирующие документы фактически запрещают использование инновационной продукции в строительстве. В-шестых, в дорожном строительстве – внедрение системы оплаты за содержание дорог. Ответственные организации за эксплуатацию качественных дорог сами не будут заинтересованы в их частом ремонте. В-седьмых, в мониторинге новаций в строительной сфере в других странах мира, сопоставлении их с российскими условиями, оценке целесообразности использования подходящего опыта.