Пострадавшая от наводнения Северная Корея просит помощи


Руководство Северной Кореи обратилось к ООН с просьбой предоставить стране международную помощь. Своих сил и средств справиться с последствиями наводнения, оставившего без крова свыше 60 тыс. человек и затопившего значительные пахотные площади с еще не убранным урожаем, у КНДР нет.
Как следует из доклада Всемирной продовольственной программы ООН, острый недостаток пищи испытывают около половины населения провинций Пхёнан-Намдо и Канвондо. Значительный дефицит продуктов ощущается и в других районах страны, также пострадавших от наводнения.
ООН и Международный Красный Крест уже доставили продуктовую помощь в размытые потопом города и села, но сотрудники организаций признаются, что ее недостаточно — в большинстве подтопленных территорий люди получают не больше 400 г кукурузной крупы в день. Ощущается и нехватка медикаментов, стройматериалов и топлива.
«Многие люди находятся в шоковом состоянии и даже не пытаются организовать себе убежища на случай новых ударов стихии», — говорится, в частности, в докладе ООН.
Ситуация осложняется тем, что соседний Китай, в прежние годы предоставлявший основные объемы помощи постоянно страдающей от наводнений Северной Кореи, сейчас сам подвергся ударам стихии. На его южные провинции обрушились сразу два шторма, поэтому основные силы и средства КНР бросил на помощь своим гражданам.
В такой ситуации решающую роль в деле спасения пострадавших от наводнения корейцев может сыграть Россия.
— Китай всегда приходил на помощь КНДР первым, потому что он может просто через границу грузовиками туда продукты и медикаменты завозить. Остальным странам сложнее. Все счета Северной Кореи из-за действующих в отношении страны санкций числятся как террористические. И даже те, кто хочет и может помочь КНДР деньгами, не решаются переводить деньги на эти счета, — объяснил ведущий научный сотрудник Корейского центра Института востоковедения РАН Константин Асмолов. — И тут уже Россия может помочь — и помогает — точечными политическими мерами. Несколько лет назад, например, именно Россия через свои счета провела средства для помощи корейцам после очередного наводнения.
Эксперт не исключает, что и сейчас Россия может предпринять нечто подобное, особенно учитывая, что голод напрямую угрожает почти 3 млн жителей КНДР.
В Северной Корее 89% территории мало приспособлены для сельскохозяйственных нужд.
Кроме того, закрытая от остального мира страна испытывает огромный дефицит техники и удобрений, так что обработка сельхозугодий идет фактически по малопродуктивным технологиям доиндустриальной эры. Поэтому даже в годы, когда на полуостров не обрушиваются природные катаклизмы, говорит Константин Асмолов, КНДР получает 1–1,5 млн т иностранной продуктовой помощи.
— В этом нет ничего необычного. Та же Южная Корея тоже не обеспечивает себя продукцией сельского хозяйства на 100%, но у нее есть возможность покупать пищу за рубежом. А у Северной такой возможности нет — она страна-изгой, со счетов которой мало кто готов принять деньги. Поэтому иностранная помощь — фактически единственная возможность не допустить массового голода в стране, — считает эксперт.
И тут опять же, уверен он, может пригодится опыт России в проведении непростых переговоров — в случае если, как это уже было в 1990-х годах, страны Запада пойдут на принцип и согласятся на поставки помощи только в обмен на демократизацию страны.
Тогда, напоминает Константин Асмолов, голод привел к гибели колоссального числа простых жителей Кореи.