Александр Жуков: «Не нужно требовать от наших спортсменов золотых медалей»


Глава ОКР Александр Жуков собрался сделать серьезные выводы по окончании Олимпиады в Лондоне, признался в необходимости повышения влияния российских представителей в международных спортивных организациях и заверил, что заключительная часть Игр пройдет под знаком российских спортсменов.
— В последнее время на нас обрушился настоящий серебряный дождь, — начал Жуков. — Что касается общего числа медалей, то по количеству золота мы уступаем тому темпу, который был взять в Пекине, на две награды, а по общему количеству медалей даже опережаем. Начинаются соревнования в греко-римской борьбе, отдельных видах в спортивной гимнастике, легкой атлетике, стартуют синхронное плавание и художественная гимнастика. Мы неплохо выступаем в игровых видах спорта, почти все команды претендуют на выход из группы. Отличную игру показывают баскетболисты и волейболисты, так что в последнюю неделю нам есть за кого болеть и, надеюсь, мы сумеем заработать немало золотых медалей.
— Сейчас изменили медальный план, который поставили перед стартом. Спортсменам, для того чтобы его выполнить, необходимо выиграть за последнюю неделю более 20 наград высшего достоинства.
— У нас не было как такового плана, мы просто исходили из работы и возможностей атлетов, проанализировав ситуацию. Мы должны выступить не хуже, чем в Пекине, и пока выступление российских атлетов примерно на том же уровне.
— Как состояние ходока Валерия Борчина, который попал в больницу?
— Сейчас он находится в Олимпийской деревне, и его состояние намного лучше. Валерий — настоящий боец, и мало кто на его месте продолжил бы бороться до самого последнего. К вечеру он уже сам ходил и общался с ребятами. Я считаю, то, что он сделал, — это спортивный героизм, когда человек, превозмогая себя, стремиться к самой высокой точке.
— Тяжелоатлет Аккаев перенес операцию на позвоночнике, но снятие его коллеги Клокова неожиданно. В чем причине?
— У Аккаева старая травма — защемление позвоночника. Нужно было, конечно, сделать операцию раньше, но в итоге травма оказалась сложнее, чем думали изначально. У Клокова тоже старое повреждение, мы надеялись, что он приедет в Лондон, но в итоге не сумел. Вообще, у нас отличная команда в тяжелой атлетике. Два золота мы проиграли по личному весу атлетов, и очень жаль, что наши тяжеловесы не сумели приехать. Обидно, когда травмы мешают явным мировым лидерам, таким как Аккаев и Царукаева, выступить на соревнованиях в силу своих возможностей.
— Виталий Мутко сказал, что после Олимпиады стоит ждать жестких мер. Как прокомментируете слова министра?
— Олимпиада — это праздник спорта, дух победы, уважение к сопернику и чистая борьба. Мы надеемся, что во второй половине Игр мы выступим удачнее, и история показывает, что так было всегда. Конечно, будем анализировать, почему стрелки и фехтовальщики выступили ниже своих возможностей. Будем решать вопросы о ситуациях с главными тренерами, с тем, насколько правильно велась подготовка к Олимпиаде.
— В многоборье немцы сумели опротестовать решение судей о дисквалификации своей спортсменки, из-за чего Чернова опустилась на третью строчку. Удовлетворена апелляция японской делегации в гимнастике. При этом далеко не всегда наши интересы бывают защищены. Как с этим бороться?
— Нам нужно повышать авторитет, возможности и число российских представителей в международных федерациях, в судейских и контрольных комитетах, и мы этим активно занимаемся.
— Работа иностранных тренеров на этой Олимпиаде впечатляет. Дзюдоисты и фехтовальщики постоянно благодарят своих наставников. Можно ли ожидать большего привлечение варягов в наши команды?
— Наша задача — привлечь в команду лучших тренеров в мире, потому что от их работы многое зависит. Если есть возможность приглашать иностранных тренеров, которые по своему уровню выше отечественных, то не стоит этого стесняться. Здесь не должно быть зашоренности — только наши или только иностранцы. Работать у нас должны лучшие специалисты.
— Не утратили ли мы победный дух, который был у советских атлетов и есть в командах США и Китая? Стоит ли требовать от российских спортсменов таких же результатов, как у предшественников?
— Серебряная медаль — это тоже колоссальный успех, за которым стоит громадная работа. Не нужно требовать от ребят золотых медалей, потому что они сами делают всё, чтобы одерживать победы. Конечно, каждый спортсмен ставит перед собой конкретные цели. Тот же Борчин хотел выиграть золотую медаль и догнать китайца, иначе был бы вторым-третьим, но для него была только одна цель — победа. Так же как и для Дарьи Пищальниковой, которая плакала после своего серебра. Просто есть атлеты, которые в силу своего высокого уровня ставят перед собой исключительно максимальные задачи, а требовать от атлетов чего-то, по-моему, неправильно, потому что они сами с себя могут спросить.
— Воспитанников советской школы сменило новое поколение атлетов, которые выросли в современной России и попали на глубокую демографическую и экономическую яму. Стоит ли от них требовать побед, так же как это было в СССР?
— Спортсмен сам стремится к победе, и это его цель. Другое дело, что государство должно создавать условия для успешной работы. Требовать не стоит, нужно создавать условия и поддержку, восстанавливать систему детско-юношеского спорта. В последние годы многие школы пришли в упадок, тренеры ушли из-за низкой зарплаты. Но сейчас государство начало этим активно занимается. Однако результат не может придти сразу. Мы всё равно остаемся в числе лучших спортивных держав, но, конечно, нам есть в чем прибавлять и мы работаем в этом направлении.
— Впереди Игры в Сочи в 2014 году. Чего бы вы хотели избежать во время Олимпиады у нас, учитывая минусы Лондона?
— Хотелось бы, чтобы транспортная логистика и доступность объектов была продумана лучше. Думаю, с этим мы справимся, потому что в Сочи будет всё намного компактнее. Необходима и более серьезная подготовка волонтеров. В Лондоне они не всегда могут помочь и не всегда знают, где что расположено. Постараемся, чтобы в Сочи наши волонтеры были подготовлены значительно лучше в разных направлениях.
— Некоторые спортсмены жалуются на однообразие кухни в Олимпийской деревне. У нашей делегации есть реабилитационный центр, где работает русский повар. Насколько он востребован у атлетов?
— Многие спортсмены действительно скучают по русской еде — борщу и пельменям. И наша кухня востребована, и ребята часто пользуются этой возможностью. Я сам там обедал и могу сказать, что наш повар отлично готовит.