Общественная палата представила свою «вакцину» от коррупции


Общественная палата (ОП) завершила работу над законопроектом «Об общественном контроле». Как рассказал «Известиям» член ОП Иосиф Дискин, текст новеллы накануне был разослали всем, кто впоследствии должен будет этот закон реализовывать: в общественные советы, НКО и региональные общественные палаты.
Новый закон призван направить на борьбу с коррупцией силы не только правоохранительных органов, но и неравнодушной общественности. В ОП уверены, что новые механизмы контроля станут реальной альтернативой оппозиционному «Роспилу». Суть закона заключается в том, что гражданам дадут больше возможностей участвовать в надзоре за деятельностью государственных структур. Авторы инициативы уверены, что это осложнит жизнь коррумпированным чиновникам.
— Этот закон не направлен ни на кого персонально, ни на какую определенную сферу. Он универсален и поможет бороться с коррупцией во всех областях нашей жизни, начиная от взятки врачу, заканчивая нецелевым расходованию средств чиновниками при всевозможных тендерах и госзакупках, — пояснил «Известиям» член ОП Максим Григорьев.
Он уверен, что под пристальными взглядами общественности коррупционерам будет гораздо сложнее заниматься своим незаконным промыслом и в итоге они будут вынуждены от него отказаться.
Законопроект будут обсуждать в течение месяца. Общественники смогут прислать свои предложения, но меняться концептуально текст не будет. После этого документ представят президенту. Член ОП Иосиф Дискин доволен полученным результатом, однако он опасается, что инициатива встретит не только сопротивление о стороны чиновников, но и вызовет гнев либеральной общественности.
— Сейчас, безусловно, будут попытки всеми правдами и неправдами выхолащивать суть и содержание закона, — заявил Дискин «Известиям». — Будут крики: «А давайте его сделаем более либеральным».
Госструктуры тоже не особо рады, что правозащитникам дадут возможность более пристально следить за их деятельностью. Именно из-за достаточно холодной реакции госорганов процесс написания законопроекта сильно затянулся.
— Действительно, первоначально данный законопроект был встречен холодно, и во властных структурах говорили, что он будет «излишним». Но президент с этим не согласился и поддержал идею в рамках мер борьбы с коррупцией, — рассказал Дискин «Известиям».
Изначально вообще планировалось не писать отдельный законопроект, а лишь внести поправки в закон «Об Общественной палате» или в закон «Об обращениях граждан». Написанием текста инициативы занимался президентский Совет по правам человека, но у команды Михаила Федотова работа шла ни шатко ни валко. В итоге подготовкой законопроекта занялась Общественная палата.
— Президент обратился к нам, мы обсудили концепцию законопроекта на пленарном совещании, и нам было поручено его разработать, — подтвердил Дискин.
Многие уже стали проводить параллели между законопроектом «Об общественном контроле» и уже существующим сайтом оппозиционера Алексея Навального «Роспил», где сообщается о коррупции в сфере госзакупок. Григорьев считает, что между инициативой ОП и тем, что делает Навальный, нет ничего общего и преследуют они разные цели.
— «Роспил» был создан больше для популистских политических целей, нежели для борьбы с коррупцией. У них есть, конечно, определенные успехи, и им удается выставить на свет какие-то действия недобросовестных чиновников, но все же «Роспил» не является прототипом того, что мы придумали, — говорит Григорьев.
Однако эксперты уверены, что создавать конкуренцию проекту Навального таким законопроектом просто нецелесообразно.
— Пока этот законопроект достаточно мифический, потому что никто не может объяснить, в чем его суть и кто будет заниматься этим общественным контролем. Почему не хватает сегодняшнего закона по обращению граждан? — говорит вице-президент Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. — Пока ничего положительного про эту инициативу сказать не могу. Лучше бы сделали комплекс мер — например, какой нибудь закон, который обязывает прокуратуру реагировать на информацию в СМИ автоматически, а не дожидаясь обращения, которого может и не быть.