Тимошенко отказалась от видеоконференции с судом


В Киевском райсуде Харькова продолжились слушания по новому уголовному делу в отношении Юлии Тимошенко. Ее обвиняют в том, что на посту главы компании «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ) она организовала уклонение от уплаты налогов на сумму почти $1,3 млн и совершила служебный подлог.
У здания суда собрались около 2 тыс. человек. Многие противники Тимошенко были одеты в черные футболки с надписью «Она — вор». А ее сторонники держали плакаты с надписями «Юля, мы с тобой», «Свободу Юлии Тимошенко», «Стоп политическим репрессиям».
Как это часто случается в последнее время, началась стычка. Некие граждане спортивной наружности мешали тимошенковцам устанавливать сцену для митинга и дрались с ними. А не пойманный провокатор бросил в толпу коробку, из которой раздался хлопок и пошел дым. Хоть взрыва не было, ряды тимошенковцев временно поредели. Милиция в ситуацию не вмешивалась.
Когда сцену все же смонтировали и митинг начался, к нему подъехала машина-звукопередвижка, которая заглушала выступления оппозиционеров трансляцией перечня преступлений Тимошенко. В организации этой провокации тимошенковцы обвинили своих оппонентов из Партии регионов.
В зале заседания присутствовали ее адвокаты Сергей Власенко, Александр Плахотнюк, Андрей Кожемякин, а также группа народных депутатов Украины от «БЮТ-Батькивщины» и представители дипломатического корпуса Польши.
Отсутствовали: сама обвиняемая Юлия Тимошенко и ее дочь Евгения, также выступающая на процессе в качестве защитника.
— Просим суд предложить подсудимой Тимошенко письменно выразить свое мнение о ее участии в суде путем видеоконференции, — потребовал гособвинитель.
По его словам, участие в режиме видеоконференции предусмотрено законодательством Украины и не противоречит международно-правовым нормам.
Однако адвокат Власенко зачитал заявление подсудимой об отказе участвовать в судебном заседании в режиме видеоконференции.
В нем также отмечается, что ст. 185-3 УК предусматривает проведение видеоконференция для осуществления отдельных процессуальных действий, а не как форму участия в судебном заседании.
По словам Тимошенко, видеоконференция лишает ее возможности конфиденциального общения с адвокатами. В случае если суд всё же примет решение об участии в процессе в таком режиме без ее согласия, она будет рассматривать это как нарушение ее права на защиту, предусмотренного как украинским, так и международным законодательством, а также как доказательством предубежденности суда.
«Известия» попросили оценить эту ситуацию независимого украинского юриста Василия Мирошниченко.
— Наш УК принимался еще в 1960-е годы. Само собой разумеется, что в нем не урегулирован вопрос видеоконференций. Но четко указано, что заседание проходит в одном помещении, где находятся судьи, адвокаты, прокуроры и прочие, поэтому предложение о проведение видеоконференции заранее было обречено на провал, — считает он.
Адвокат Тимошенко Александр Плахотнюк сообщил «Известиям», что суд всё же готовился к видеосвязи с ней.
— На всех на столах стояли мониторы, была подключена и настроена аппаратура. Видимо, суд технически оснастился. Однако в последний момент слушания перенесли на 14 августа, до выяснения возможности проведения видеоконференций. Очевидно, будут устанавливать в палате Юлии Тимошенко дополнительные камеры, — отметил он.
На фоне очередного отказа Тимошенко принять участие в судебном процессе разворачивается следующий виток противостояния между украинскими врачами и медиками из берлинской клиники «Шарите», которые прописали пациентке харьковской клиники № 5 курс терапии. Накануне украинские эскулапы отправили депутатам бундестага открытое письмо, в котором обвинили немецких коллег в политизации процесса лечения Тимошенко и искусственном затягивании процесса реабилитации. Все это в конечном итоге привело к ухудшению ее здоровья.
В ответ руководитель «Шарите» Карл Макс Айнхойпль подготовил пространный ответ на четырех печатных страницах. По его мнению, процесс реабилитации идет медленно потому, что процесс лечения Тимошенко был начат с большим опозданием — через три месяца после того, как от нее поступили первые жалобы на боли в спине.
— Последнее ухудшение состояния здоровья пациентки произошло в связи с тем, что медики были вынуждены прервать терапию из-за возникшей у Тимошенко аллергии. Сейчас же лечение восстановлено в полном объеме, — заявил профессор Айнхойпль, который в понедельник в очередной раз отправился в Киев, чтобы ознакомить с подготовленным «Шарите» заключением коллег из министерства здравоохранения Украины.
В нем особо отмечено, что в нынешних условиях экс-премьер нуждается в покое. Ее не следует тревожить и вводить в стрессовое состояние в течение ближайших 4–8 недель.