Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Компания Реймана создаст сайт для контроля госуслуг

Разработчик свободного ПО «Пингвин Софтвер» Леонида Реймана сделает все бесплатно — чтобы остаться в игре. Ведь новый министр связи может сделать ставку на продукты Microsoft
0
Компания Реймана создаст сайт для контроля госуслуг
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

При комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества создадут сайт по контролю за исполнением нормы закона о госуслугах, запрещающей местным чиновникам требовать от граждан справки из других ведомств. Этот запрет вступил в силу 1 июля. Глава комиссии в СФ Руслан Гаттаров также сообщил «Известиям», что сайт будет разрабатывать компания «Пингвин Софтвер», принадлежащая бывшему (1999–2008) главе Минкомсвязи. В министерстве поддерживают проект.

У министра связи просят бесплатный номер

Нормы закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг (210-ФЗ), запрещающие региональным и муниципальным властям требовать от граждан и организаций справки, вступили в силу 1 июля этого года. На федеральном уровне норма действует с 1 ноября 2011 года.

— Как в действительности исполняется закон в регионах, заставляют ли чиновники граждан самим собирать справки или нет, на сегодняшний день понять сложно, — говорит председатель комиссии сенатор Руслан Гаттаров. — Сейчас действует созданный Минкомсвязи раздел на едином портале государственных и муниципальных услуг (210.gosuslugi.ru), дающий гражданам возможность жаловаться на неисполнение 210-ФЗ. Но он не позволяет понять глубину проблемы в конкретных регионах и к тому же не является независимым — министерство само его сделало и само же контролирует. Новый проект планируется запустить в конце августа.

В Минкомсвязи «Известиям» сообщили, что «в целом поддерживают инициативу сенатора».

— Сейчас мы просим министра связи Николая Никифорова выделить нам федеральный номер — горячую бесплатную линию, — добавляет Гаттаров.

Эксперты: будет явно лучше, чем ничего

Эксперты признают, что существующая система контроля за внедрением электронного правительства (куда входит портал госуслуг) неэффективна и практически отсутствует.

— Контроль за внедрением электронного правительства должен быть отделен от Минкомсвязи, эти механизмы необходимы, — говорит директор некоммерческого партнерства «Информационная культура» Иван Бегтин. — В России главная проблема в правоприменении, статистики по нарушениям нет ни у кого, сомневаюсь, что она есть и у министерства. Нет и механизма сбора этой статистики, не проводятся регулярные опросы общественного мнения. За проект электронного правительства должен отвечать лично премьер-министр Дмитрий Медведев, проект требует вовлечения всех госорганов. В России все проекты внедряются полноценно только при персональной ответственности и наказуемости конкретных лиц. А ответственность за ЭП размазана по множествам министерств.

Карта жалоб на сайте Минкомсвязи вызывает много вопросов. Судя по представленной статистике, во многих регионах подано всего по паре жалоб. Например, в Бурятии подана только одна жалоба, в Чукотском округе — ноль.

— Это означает, что сбор жалоб не организован, люди ничего об этом сервисе не знают, — говорит Иван Бегтин. — Неизвестно, сколько людей вообще пытаются оформить госуслуги. Мы должны знать: количество поданных жалоб пропорционально количеству попыток оформить госуслуги, — говорит Иван Бегтин.

Интернет-деятель, член Общественной палаты Антон Коробков-Землянский отмечает, что основные проблемы с проектом ЭП возникают на местах.

— Из-за того что чиновники на местах не понимают, как всё работает, во многих регионах все стопорится. Проблема с внедрением ЭП прежде всего связана с технической оснащенностью и кадрами. Нередко люди, работающие с гражданами, даже не представляют, как включать компьютер, — говорит он.

Оставаться не у дел рискованно, считают в фирме Реймана

По словам Гаттарова, в разработке проекта участвует около 20 человек — сервис делает компания «Пингвин Софтвер».

— Очень немногие россияне любят заполнять электронные формы, как это предлагает сервис Минкомсвязи. Мы будем собирать жалобы и предоставлять их в Совет Федерации и в Госдуму, которые имеют право делать запросы в ведомства и региональные органы власти, — рассказывает гендиректор «Пингвин Софтвер» Дмитрий Комиссаров. — Звонки поступают в колл-центр, оператор вводит заявку в специальную систему, она попадает в статистику. Можно будет на сайте также оставить заявки, они станут переправляться в региональные органы и через некоторое время можно посмотреть на них ответ. Сейчас Совет Федерации выбирает названия из нескольких вариантов. Мы хотели бы привлечь поисковые машины, для того чтобы продвигали их сайт среди своей аудитории.

По словам Комиссарова, компания реализует проект за свой счет. На вопрос «почему» он ответил, что им «выгодно, чтобы закон о госуслугах работал». Затраты на разработку и поддержку новой системы, по оценкам Коробкова-Землянского, могут составить 15–20 млн рублей.

«Пингвин Софтвер» принадлежит экс-министру связи Леониду Рейману, в прошлом году компания очень дешево — за 5 млн рублей — разработала прототип национальной программной платформы (НПП) на основе Linux. Если такие системы установят на компьютеры чиновников, «Пингвин» и другие разработчики свободного ПО смогут зарабатывать на обслуживании госпользователей. Однако после ухода Игоря Щёголева, при новом министре связи Николае Никифорове, акцент будет сделан на продуктах Microsoft, заявлял заместитель Щёголева Илья Массух в июне. Сам Никифоров на это ответил, что министерство не планирует сворачивать проект НПП.

Дмитрий Комиссаров сообщил, что программа НПП с начала года заморожена в связи со сменой правительства.

— Мы рассчитываем, что она возобновится где-то осенью, — добавил собеседник.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...