Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Люк Бессон сделал из героини Бирмы великомученицу

В фильме «Леди» режиссер высказался с религиозной почтительностью
0
Люк Бессон сделал из героини Бирмы великомученицу
Кадр из фильма «Леди». Фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат новый фильм Люка Бессона «Леди» вышел всего на 10 копиях. Столько же копий было у документального «Ходорковского» Сирилла Туши, вышедший накануне выборов в Госдуму и собравшего умопомрачительную для документального фильма кассу. «Централ Партнершип» на протестных настроениях играть не рискнул и выпустил «Леди» сразу после Московского кинофестиваля, аккурат к «мертвому сезону».

1988 год. Бирмой управляет военная хунта, в городах идут массовые расстрелы студентов, участвующих в протестных митингах. Героиня гонконгской дивы Мишель Йео — Аун Сан Су Чжи — приезжает на родину к больной матери. Подданная английской королевы и дочь национального героя Бирмы, добившегося для страны независимости, тут же делается для миллионов символом надежды на перемены. Дав согласие возглавить оппозицию, Су Чжи становится заложницей своего слова и ввязывается в политический сериал, который продолжается по сей день.

Обретя лидера и название — Национальная лига демократии, протестное движение Бирмы стремительно набирает обороты, и количество протестующих вскоре превышает совокупное количество человекомест бирманских автозаков. Закрыть дело традиционным путем — пулей в лоб — лютому генералу Тан Шве мешает громкая фамилия Су Чжи. Поэтому он идет на первую уступку, объявив в стране первые свободные выборы.

На этих выборах партия Су Чжи одерживает оглушительную победу, но правительство Бирмы результаты аннулирует, самых крикливых лидеров рассовывает по тюрьмам, а Су Чжи отправляет под домашний арест. Так она проведет следующие 20 лет жизни. На алтарь борьбы за демократию Су Чжи приносит не только 25 лет собственной жизни, но и жизнь мужа, тихо скончавшегося от рака в Лондоне.

Всю свою профессиональную жизнь Люк Бессон снимает сказки, и в некоторых эпизодах «Леди» чувствуется рука мастера. Тоталитарный злодей Тан Шве, затянутый в генеральский мундир, кажется скорее персонажем анекдота, чем зловещей политической фигурой. Все важные решения диктатор принимает исключительно после советов с гадалкой или по результатам карточных манипуляций.

Сюжет увлекательного сериала про Су Чжи во всех подробностях можно прочесть в Википедии. В «Леди» богатая на события жизнь Су Чжи проносится с калейдоскопической быстротой, в интерпретации Бессона превращаясь в житие святомученицы. Бессон пишет его с почти с религиозной почтительностью, держась от своей героини на заметной дистанции. Лишь изредка не отказывая себе в известном удовольствии надавить на слезную железу.

«Леди» Бессона напоминает монументальный гуманистический транспарант, на котором огромными жирными буквами выведены общечеловеческие истины, под которыми мог бы подписаться любой нормальный человек. Потому что свобода, как ни крути, лучше, чем несвобода. Но переписывание слоганов — какими бы они ни были — занятие для творческого человека сомнительное: никогда еще картины Бессона не грешили таким количеством общих мест и никогда прежде от них не веяло такой почтительной скукой.

Сказочного финала у Бессона тоже не вышло — анатомия протеста, которую во всех подробностях реконструирует Бессон, по сути, не заканчивается ничем. Финал за Бессона дописали новостные агентства, а бирманская Санта-Барбара продолжается по сей день: весной 2012 года оппозиционная партия Ан Сун Чжи Национальная лига демократии одержала новую оглушительную победу на парламентских выборах. Но НЛД отказалась присягать на верность конституции. Фильм закончился, борьба продолжается.

Комментарии
Прямой эфир