Родственники восьми жертв «Кольской» не получат компенсаций


Компания «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР) намерена через суд признать официально погибшими 24 из 36 человек, которые числятся без вести пропавшими после крушения в декабре 2011 года в Охотском море буровой платформы «Кольская». В этом случае их родственники получат компенсацию в размере 10 годовых заработков. По данным «Известий», в момент трагедии на «Кольской» находились восемь случайных людей, которые также пропали, но их родственники от АМНГР уже ничего не получат.
Как пояснили «Известиям» в АМНГР, 19 июня юристы обратятся в Первомайский райсуд Мурманска с просьбой признать погибшими без вести пропавших сотрудников компании. Такое решение было принято в связи с истечением полугодового срока с момента трагедии в Охотском море. Согласно ст. 45 Гражданского кодекса, человек может быть признан судом умершим в том случае, если сведений о нем нет более пяти лет. Однако если человек пропал при обстоятельствах, которые предполагают его гибель от несчастного случая, то этот срок сокращается до шести месяцев.
— По нашему списку всего проходит 28 без вести пропавших в Охотском море, однако родственники четырех из них еще не предоставили нам необходимые документы, — пояснила «Известиям» официальный представитель АМНГР Виктория Третьякова.
Как только члены экипажа и буровики «Кольской» формально будут признаны погибшими, компания сможет выплатить компенсации их родственникам. Как уточнили в руководстве фирмы, речь идет о 10 годовых окладах погибших.
Между тем до сих пор остается открытым вопрос с компенсациями семьям моряков и специалистов, которые оказались на платформе в ее последнем рейсе случайно. По данным «Известий», их было восемь человек. Среди них, например, оказался страховой агент Живко Жеков, который прибыл на «Кольскую» 11 декабря 2011 года в
качестве представителя компании Noble Denton. Он собирался осмотреть
платформу перед заключением договора о страховании, а затем уже вылететь
на большую землю. Однако АМНГР не предоставила транспорт для
эвакуации лишних людей, Жеков и другие остались на «Кольской».
— Мой супруг Сергей Шкивидоров собирал в контейнеры отработанные шламы (минеральные отходы. — «Известия») и последние две недели находился без работы, — рассказала «Известиям» супруга моряка Наталья Шкивидорова. — Незадолго до катастрофы он позвонил мне и сообщил, что опять пойдет на платформе в море.
Как объяснила «Известиям» супруга моряка, ответственность за то, что на борту «Кольской» находились посторонние люди, лежит на руководстве АМНГР.
— Следователь рассказал, что решение оставить Сергея на «Кольской» принимало руководство АМНГР и капитан платформы, — пояснила «Известиям» Шкивидорова.
Никакие выплаты от АМНГР родственники погибших и без вести пропавших случайных людей на «Кольской» не получат. В компании отказ объясняют тем, что они не были должным образом оформлены.
— С этими людьми не был заключен трудовой договор, поэтому при всем желании мы выплатить деньги им не сможем, — заявила «Известиям» официальный представитель АМНГР Виктория Третьякова.
Родственники погибших собираются добиваться справедливости через суд. Наталья Шкивидорова заявила «Известиям», что по окончании официального расследования катастрофы подаст иск к АМНГР.
Буровая платформа «Кольская» затонула 18 декабря 2011 года во время сильного шторма в Охотском море. Из 67 членов экипажа, находившихся на борту, удалось спасти только 14 человек.
В июне этого года норвежские и российские морские профсоюзы наметили продолжить поиски тел 36 пропавших без вести моряков. Средства на поисковую операцию собирали с миру по нитке. Родственники надеются, что тела погибших отнесло на побережье Сахалина или островов Курильской гряды.
— Все пропавшие без вести были одеты в гидрокостюмы, поэтому утонуть они не могли, — рассказал «Известиям» Дмитрий Свистунов, сын судового врача СПБУ «Кольская» Николая Свистунова. — Судя по течению и ветру, в момент трагедии их могло отнести к Курилам.
На борту «Кольской» были гидрокостюмы IMPERIAL 1409 Series Immersion Suits. По спецификации они придают телу плавучесть и продолжают предохранять от охлаждения, даже если наполняются водой.
Эксперты Ространснадзора уже назвали виновников крушения «Кольской». Эксперты
считают, что отвечать за трагедию должны семь человек — четыре
руководителя компании «Арктикморнефтегазразведка», погибший
капитан самой буровой, капитан ледокола «Магадан», тянувшего «Кольскую»,
и представитель судовладельца ледокола. В Ространснадзоре считают, что
они грубо нарушили требования безопасности и буксировки платформы, а
моряков могли спасти, если бы вовремя подали сигнал бедствия.
Например, эксперты выяснили, что платформа вышла в свой последний рейс неподготовленной.
—
Буксировка платформы зимой возможна только при наличии спецразрешения
на разовый перегон, но гендиректор АМНГР Мелехов и его заместители не
организовали освидетельствования судна для получения разрешения на
разовый перегон и все равно приняли решение о буксировке, — рассказывает
источник в Ространснадзоре.
По данным экспертов, руководство
АМНГР нарушило и инструкцию по безопасности, не эвакуировав лишних
людей с платформы — вместо положенных 20 человек, на борту находились
67.