Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

О реформе подоходного налога говорили очень давно. В основном по поводу Москвы и Московской области. Не секрет, что многие жители Подмосковья работают в Москве. Налог с их зарплаты в Москве и остается. Область несет социальную нагрузку, но не получает ничего. Дискуссия велась довольно вяло, пока 5 апреля в Московскую область не пришел новый губернатор.

Сергей Шойгу предложил изменить уплату подоходного налога через два дня после утверждения Московской областной думой. Через 10 дней это предложение на коллегии Минфина поддержал Владимир Путин: «А мы что, разве не знаем о том, что налоги собираются по месту работы, а не по месту жительства? Знаем же об этом! Я не говорю, что мы завтра должны все переломать, но возможность сбора налогов по месту работы, если это администрировать проще (а я понимаю, что это проще), и дальнейшего перераспределения по месту жительства — не так сложно сделать».

А уже в конце мая на встрече с депутатами и сенаторами от Московской области Сергей Шойгу предложил создать рабочую группу для разработки соответствующего закона и внесения его в Государственную думу. Всё четко и быстро, в духе Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Казалось бы, что здесь интересного? Пришел новый губернатор и пролоббировал перераспределение бюджетных денег. Сейчас отнять у Москвы и отдать Подмосковью — дело нехитрое. Или наоборот. Не то что раньше. Но смысл реформы подоходного налога не только в этом.

Качество жизни граждан во многом зависит от областных и районных властей. Детские сады, школы, больницы, дороги и многое, многое другое. Когда граждане платят налог в местные бюджеты, они видят, как работают их деньги. Как работает власть.

Однако есть одно принципиальное условие. Чтобы налогоплательщик следил за деньгами, он должен их вынуть из своего кармана. Сначала заработать, затем положить в карман и только потом вынуть из кармана и отдать государству. Подоходный налог, который сейчас идет в бюджет, население своими деньгами не считает. Никто, кроме бухгалтерии, подоходного налога не видит. Всех интересует только та зарплата, которую получают «на руки».

Конечно, граждане и так могут понять, когда власть плохо работает. Но есть большая разница, когда тратят чужие деньги и когда тратят твои. Тут мало кто останется равнодушным. Очень быстро возникнет желание спросить: «А че это вы тут делаете на мои деньги?» А тут как раз выборы губернаторов возвращают. Заплатил налоги — оценил работу губернатора — проголосовал на выборах.

Мы много говорим о свободных и честных выборах. Как будто это такое волшебное средство, которое сразу решит все наши проблемы. Между тем свободные и честные выборы — мероприятие рискованное. Власть могут получить не вполне подходящие для нее люди. Были бы деньги на рекламу и умение обещать.

Раньше избирательное право не было всеобщим именно по этой причине. Общество понимало опасности, связанные с выборами, и старалось их избежать. Мы довольно часто ставим в пример систему выборов в Европе. А ведь там всеобщее избирательное право окончательно победило лишь в 1991 году. Одновременно с Россией.

Сейчас уже никому голосовать не запретишь, как бы этого ни хотелось. Вот власти и пытаются отсечь неугодных кандидатов. Сначала был президентский фильтр, теперь будет муниципальный. Но это решение имеет большой недостаток. Не у всех достойных кандидатов будет административный ресурс. Самый лучший фильтр — гражданская ответственность избирателей.

Гражданская ответственность — это когда гражданин обеспечивает себя, свою семью и свое государство. Избиратель, который платит налоги, выберет тех, кто лучше использует его деньги. Избиратель, который не платит налогов, может выбрать кого угодно. Деньги-то в бюджете чужие.

Проблема в том, что граждане России не платит практически никаких налогов. Наше население платить налоги не хочет принципиально. Дескать, государство все разворует. Поэтому все налоги за граждан платят предприятия. Работники просто получают меньше, чем могли бы. Вроде бы всем удобно. И в бюджет деньги идут, и для населения незаметно.

Только вот ответственности ни у кого нет. Ни у государства перед гражданами, ни у граждан перед государством. Реформа подоходного налога — уникальный шанс сделать граждан реальными налогоплательщиками. И ответственными избирателями одновременно. Не повышая при этом налогов.

Пока же главное в последних налоговых инициативах — перераспределение. Собирать налог по месту работы, а потом перечислять по месту жительства. Причину не скрывают: так «администрировать проще». Да, администрировать будет проще. Но управлять будет сложнее.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир