Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Министр Мединский хочет сделать Плес русским Канном

На кинофестивале имени Андрея Тарковского фильмы показывали прямо на берегу Волги
0
Министр Мединский хочет сделать Плес русским Канном
Фото: tarkovskyfest.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Идея сделать центром фестиваля «Зеркало» имени Андрея Тарковского не промышленный город Иваново, а неземной красоты левитановский Плес оказалась на редкость удачной. Теперь маленький городок в центральной части России знаменит не только «вечным покоем» поэтичных пейзажей, домом-музеем великого художника Исаака Левитана, респектабельным яхт-клубом, куда любит приезжать Дмитрий Медведев, но и серьезным международным фестивалем.

Пять предыдущих смотров имени Андрея Тарковского проходили в промышленном Иваново. В этом году фестивальные фильмы показывали участникам фестиваля и зрителям прямо на берегу Волги — на экране, который как будто вырастал из воды.

— Еду в Иваново-Плес, — написал в своем Twitter новый министр культуры Владимир Мединский. — Привлекает амбициозная цель — сделать русский Канн. Там Лунгин, Сокуров, Звягинцев.

Можно добавить имена Рейгадаса и Джейлана — режиссеров, которых с радостью принимают и отмечают на Каннском фестивале. Конечно, соревноваться с Канном Плесу пока не по плечу, да и не нужно. Александр Сокуров, который не слишком жалует каннский фестиваль, на приглашение в Плес отозвался с готовностью, привез своего «Фауста» для премьеры в Иваново. Сыгравший Фауста Йоханнес Цайлер поработал в жюри. Президент «Зеркала» Павел Лунгин вручил Александру Сокурову приз за вклад в мировой кинематограф.

Только что награжденный каннским Гран-при за лучшую режиссуру Карлос Рейгадас с радостью рванул в Плес, привез ретроспективу своих фильмов, в том числе и звездный каннский — «После мрака свет», и с восторгом, как и другие фестивальные гости, совершил поездку на теплоходе по Волге в Юрьевец, где прошли детские годы Андрея Тарковского.  

Так же поступил и турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан, которого многие считают не просто последователем Тарковского, но его «наследником по прямой», несмотря на удаленность во времени и пространстве.  

Имя Тарковского оказалось золотым ключиком, которым с легкостью открывались сердца знаменитых на весь мир мастеров кино. Возможность побывать в местах, питавших душу и воображение русского гения, оказалась для них очень заманчивой и желанной. К тому же десять дебютных картин, отобранных в конкурс «Зеркала» Андреем Плаховым, объединяет некий «дух Тарковского», стремление погрузиться в глубины человеческой души и постичь метафизику бытия.

Многие из них  уже успели принять участие в других международных фестивалях и даже  получить немало наград. Сергей Лозница, только что отмеченный призом ФИПРЕССИ в Канне, завоевал Гран-при «Зеркала». Его военная драма «В тумане» покорила председателя жюри Роджера Кристиана, художника-постановщика «Звездных войн» и, как выяснилось, страстного поклонника творчества Андрея Тарковского.

Во дворе дома-музея семьи Тарковских в Юрьевце Роджер посадил дерево и был глубоко потрясен символичностью такого акта — сказал, что приобщился теперь к русской земле.

За лучшую режиссуру жюри «Зеркала» присудило приз бразильскому фильму «Юго-запад» Эдуардо Нуниша.  

Сдержанная внешне и очень наполненная внутренне история Кларисс — девушки из маленькой рыбацкой деревни, где она в течение одного дня постигает, какой будет вся ее жизнь.

Награду за «отражение парадоксальности человеческой природы» получила Джулия Локтев за свою «Одинокую планету». Джулия родом из Ленинграда, в девять лет с родителями эмигрировала в США, начинала как режиссер документального кино. «Одинокую планету» снимала в горах Грузии, именно там ее герой (Гаэль Гарсиа Берналь) и его подруга, которые собираются стать мужем и женой, совершают предсвадебное путешествие, помогающее им осознать свои внутренние противоречия и проблемы.

Премию за актерский ансамбль во главе с Ипполитом Жирардо получил фильм дебютантки из Аргентины Милагрос Мументалер «Откройте двери и окна» — о трех сестрах, которые остаются одни после смерти вырастившей их бабушки. Отчетливые аллюзии с чеховской пьесой делают этот фильм необъяснимо русским и при этом не теряющим собственного национального своеобразия.

Спецприза удостоилась «Комната 514» израильтянина Шарона Бар-Зива. Героиня, этакая «солдат Джейн» — только служащая, само собой, не в американской, а в израильской армии — поначалу сталкивается с пренебрежением и недоверием по гендерному признаку, но постепенно превосходит многих мужчин умом и волей.

Приз зрительских симпатий достался чилийке Доминге Сотомайор за роуд-муви «С четверга до воскресенья». История краха семьи показана глазами десятилетней Лусии, которая вместе с родителями и младшим братом совершает путешествие на машине через всю страну и постепенно понимает, что ее жизнь уже никогда не будет прежней.

В российской программе из 11 самых заметных новых фильмов — от «Елены» Андрея Звягинцева до «Портрета в сумерках» Ангелины Никоновой — жюри и наград не было, зато зрители в Иваново ежедневно заполняли городские кинозалы. Интерес к российскому кино был наглядным. Этот кусочек «Зеркала» называется «Свои».

Комментарии
Прямой эфир